Дипломный проект, 2014, № 12
Кабинет методиста
Приоритеты современного школьного географического образования
© В.Д. Сухоруков, доктор географических наук, профессор,
© В.Д. Сухоруков, доктор географических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
География, синтезирующая естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, обладает колоссальными образовательными ресурсами, играющими важную воспитательную роль. Знания природных и общественных особенностей «своего края», страны и мира в целом представляются универсальной ценностью, обеспечивающей формирование современной гармоничной личности. Следовательно, в основе школьных учебных планов по географии должна лежать актуальность для жизни.
Цели обучения географии в школе связаны, прежде всего, с овладением основами географической науки, но также предполагают решение педагогических (воспитательных) задач. Цели обучения географии сформулированы в образовательном стандарте и предполагают освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание необходимых качеств личности и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.
Целевыми функциями школьной географии являются:
1) научно-образовательная, формирующая исследовательский взгляд на окружающий мир, географическое мышление и географическую культуру учащихся;
2) мировоззренческая, обеспечивающая воспитательную роль обучения и нравственно-волевую регуляцию личности школьника;
3) практическая, проявляющаяся в сфере социальной деятельности молодого поколения. Отсюда вытекают требования к результатам освоения дисциплины. Их определяют критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметными (учебными) результатами рассматриваются усвоенные знания, умения, навыки, полученный опыт творческой деятельности и ценностные установки, содержащиеся в изучаемой предметной области. Метапредметными (компетентностными) результатами обучающихся считаются освоенные школьниками универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников, отражающие их жизненные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, индивидуальные качества. Предметные и метапредметные результаты проверяются на уровне индивидуальной аттестации школьников. Личностные результаты определяются методом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Уникальный характер географии заключается в том, что она активно формирует ценностное отношение к окружающему миру и человеку. Целевая ценностная и личностная ориентация школьной географии одновременно стимулирует интерес к предмету и требует глубокого взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. Критерием эффективности педагогического процесса становится мастерство обучения и общения. Отсюда происходят главные дидактические правила обучения географии:
1) понимание географического пространства возможно при развитии способности представления, значит, обучение географии должно быть максимально наглядным (при этом следует помнить, что высшей степенью наглядности являются собственные наблюдения);
2) важнейшее наглядное пособие в предмете - географическая карта, чтение которой развивает познавательные способности, наблюдательность и внимание;
3) усвоение учебного географического материала - дело памяти, поэтому необходимо заботиться о прочном усвоении понятого с помощью специальных способов;
4) в обучении географии познавательная активность учащихся должна проявляться в виде воспроизводства полученных знаний, которое может быть словесным, письменным и техническим;
5) обучение географии обязано быть занимательным, реализующим все дидактические ресурсы;
6) обучение географии требует системности в подходах к учебно-воспитательному процессу;
7) обучение географии должно быть дифференцированным и вариативным, приближенным к современным потребностям общества.
Таким образом, методика достижений целей обучения географии является сложным комплексом взаимообусловленных требований и правил педагогической деятельности.
Вопрос отбора научного материала для образовательных целей до сих пор остается нерешенным в полной мере. Этими проблемами занимается онтодидактика - наука о дидактической переработке содержания современных научных знаний и представления их учащимся в доступной форме в качестве средства развития познавательных способностей учеников с целью формирования гармоничной личности.
Принципиальная нерешенность проблемы отбора научного материала для образовательных целей объясняется подвижностью науки, беспредельными возможностями постановки новых исследовательских задач. Эти и другие обстоятельства делают разрыв между наукой и школьным предметом постоянным и неуменьшающимся. Выход из создавшегося положения обеспечивается онтодидактической компетентностью ученых-специалистов, научной эрудицией и методическим мастерством учителей, но также гибким характером предметного учебного планирования.
При отборе научного географического материала для образовательных целей главными критериями проектируемой учебной дисциплины являются целесообразность, определенность, последовательность, доказательность, структурная сбалансированность и реализация учебно-воспитательных задач. Таким образом, содержание школьной географии строится на последовательной концептуальной основе с уче-том сложившихся научно-педагогических традиций и опыта.
Основные задачи модернизации российского образования предполагают значительное обновление содержания изучаемых предметов. Главным условием решения этих вопросов является введение Федерального государственного стандарта общего образования и основных общеобразовательных программ. Стандарт является отражением социального заказа и рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.
Федеральный государственный образовательный стандарт имеет два назначения. Первое - он задает систему ориентиров для аттестации и выявления уровней подготовки конкретного обучаемого. Второе - стандарт предполагает оценку эффективности деятельности системы образования в целом. Стандарт содержит характеристику условий реализации образовательного процесса, материально-технического обеспечения, финансирования, подготовки кадров и т.п. При этом государство берет на себя гарантии по обеспечению условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. Новыми функциями стандарта являются формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования. Поэтому пользователями стандарта являются самые разные категории людей. Это и родители, и работодатели, законодатели, педагоги и административные работники, широкая общественность.
Федеральный государственный стандарт общего образования включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Главные идеи стандарта раскрываются в основной общеобразовательной программе. Основная общеобразовательная программа отражает уровни школьного образования и состоит из нескольких частей: пояснительной записки, характеристики целей образования, базисного учебного (образовательного) плана, фундаментального ядра содержания, примерных программ по отдельным учебным предметам, программы формирования универсальных учебных действий, рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся, программы воспитания и социализации.
Важнейшей частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Он состоит из инвариантной и вариативной части. В первой определены объемы учебной нагрузки, состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение. Во второй части регламентируется количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся. Здесь также предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность». Инвариантная часть базисного учебного плана в основной школе составляет примерно 65% учебного времени, а в старшей школе на нее приходится лишь 35%.
Фундаментальное ядро общего образования фиксирует основополагающие элементы научного знания, а также универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в предметной области. Они прописываются в структурированном виде в специальной нормативной программе. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий.
Программы воспитания и социализации учащихся ориентируют педагога на осуществление с учащимися спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, научно-познавательной, патриотической, общественно полезной и проектной деятельности. Эти программы - одни из самых серьезных для современной российской школы.
Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы являют собой описание совокупности компетентностей выпускника общеобразовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями. Они представлены вышеуказанными критериями оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на каждой ступени школьного образования.
Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Структура примерных программ полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта общего образования. По сути, она представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Содержание программ достаточно универсально и предоставляет широкие возможности для создания авторских учебных программ. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования - с одной стороны и его стандартизации - с другой. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в VI-VII, VIII-IX и X-XI классах.
Примерные учебные программы содержат следующие разделы:
• пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания;
• содержание предметного образования, включающее: перечень изучаемого материала (раздел «Содержание» примерных программ среднего (полного) общего образования содержит два уровня: базовый и профильный уровни содержания образования); не менее двух вариантов тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности школьников; требования к результатам освоения содержания предметных программ; рекомендации по оснащению учебного процесса; рекомендации по оцениванию учебных достижений учащихся; рекомендации по организации вне-учебной деятельности.
Содержание примерных программ по географии в настоящее время строится на основе комплексного географического подхода, синтезируя общеземлеведческое и страноведческое ядро предмета. Изучение физической, экономической и социальной географии заменено в современном стандарте внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания с целью формирования целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства. Таким образом, новой задачей программ является обеспечение сочетаемости и гуманизации географического образования, а также формирование российской (гражданской) идентичности.
В основу содержания школьной географии положено изучение естественной среды для жизни и деятельности человека и общества. Это наиболее экономный и эффективный путь формирования системы географических знаний для человека в условиях общеобразовательной школы. В старшей профильной школе решается задача понимания учащимися места и роли географической науки в различных сферах жизни общества, а также подготовка учащихся к продолжению образования в выбранной области.
Примерная программа выполняет информационно-методическую и организационно-планирующую функции, позволяющие всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности и общей стратегии географического образования. Требования к усвоению программы задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения географии учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Они служат основой разработки контрольных измерительных материалов по географии для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений. Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курсов географии, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Приоритетными направлениями развития школьного географического образования выступают гуманизация, экологизация, социологизация и экономизация, отражающие сквозные направления развития всей географической науки.
Гуманизация образования - это принципиальная обращенность всей педагогической системы к сознанию человека, его сущностным силам, чувствам, разуму, воле, способностям ориентироваться в окружающем мире, понимать его и достойно действовать. Предметное поле гуманизации располагается «между» человеком и миром: не столько сам человек и даже не столько продукты его материально-практической и духовной деятельности, но область отношений между ними являются целью гуманизации.
Сущность гуманистических представлений в географическом образовании заключается в том, что земная поверхность, как и все остальное в пространстве, преломляется через культурологическую и личностную сенсорику. Тем самым географические знания превращаются в интегратор человеческой логики и окружающего мира с ментальными представлениями личности. В гуманистическом обучении акцент ставится на соотношение объекта познания и субъективного сознания, через фильтры которого воплощается реальность.
Познание географического мира сейчас определяется уже не столько социально-экономическими условиями и практикой, но сугубо гуманитарными чертами. Поэтому центральное положение в конкретных географических темах должна занимать проблема сущности «места» как «фазового пространства». «Место» идентифицируется с пространством и рассматривается в качестве центра человеческого опыта определенной территории. В результате организационным способом познания становится принцип «междумирия», свойственный современному географическому измерению, интен-сивно внедряемому в идеологию образования.
Например, никогда не вызывало сомнений многообразие культурного существования человечества, но в современной' географической интерпретации оно должно иметь «детальное» развитие. Вместо эшелонированного по степени развитости пространства следуетдемонстрировать разнообразие геокультурных моделей. Данное обстоятельство открывает замечательные перспективы навсегда избавиться от диктата штампов и действительно консолидировать и улучшить человеческий мир.
Ключевой составляющей гуманизации географического образования следует считать такие общественные ресурсы, как этика, ценности, идеи, междисциплинарные знания, солидарность, взаимодействие, доверие, толерантность, ответственность и др. Креативное мышление и профессиональная компетентность являются основной чертой гуманизации географического образования, нацеленного на гармонизацию личности и общества. В этом качестве гуманизация географического образования будет содействовать развитию социальных коммуникаций и органической солидарности людей, формированию устойчивой жизненной среды.
Экологизация образования предусматривает целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, в процессе которого усваиваются научные основы взаимодействия общества и природы, а также практические умения и навыки оптимизации общественно-природной среды. Применительно к географическому образованию экологизацией следует считать повсеместное проникновение экологических идей в учебно-воспитательный процесс.
В основе экологизации географического образования лежит потребность постоянной адаптации массового и индивидуального человеческого сознания к быстро растущим возможностям общества. Результатом педагогических усилий здесь становится экологическая культура. Экологическая культура - это нормы, взгляды и установки, характеризующие отношение общества, его социальных групп и личности к природе и социальному миру. Экологическая культура, в свою очередь, лежит в основе развития экологического общества как цивилизации, способной устранить угрозу экологической катастрофы и гармонично развиваться в эколого-безопасной форме. Таким образом, экологизация географического образования является механизмом решения важных общественных задач.
Конструктивные задачи экологии заключаются в заботе не столько о среде обитания, но, прежде всего, о самом человеке. Поэтому практическим воплощением экологизации образования следует считать экологические интересы общества как выраженные предпочтения в отношении целей и средств социально-экономического и эколого-культурного развития. Значит, вопросы экологии человеческого общества становятся наиболее актуальными для современной науки, а также теории и практики образования. Тем самым обретает смысл и значение экологизация географического образования, отражающая положительные знания о развитии природы, человеческого общества и мышления, с целью создания принципиально новой человеческой культуры. Следовательно, экологизация образования берет на себя смысловые функции в сложном механизме цивилизационного развития.
Человеческое общество в отношении природы должно играть роль своеобразной «страховой компании», которой биосфера отдает часть своего богатства, отложенного про запас - «на черный день». Взамен человек обязан подстраховывать биосферу, обеспечивая гармоничное состояние естественных структур. Биосфера обладает тончайшими внутренними механизмами, которые сформировались за миллиарды лет эволюции. В результате биосфера оказалась способной вместить гигантское число живых объектов, включая человека. Поэтому естественная роль человечества должна означать разумное использование внешних рычагов регулирования устойчивости биосферы и строгий контроль антропогенного невмешательства во внутренние механизмы функционирования природы. Данная задача может быть реализована через управление человека самим собой.
Стержнем современного эколого-культурного развития выступают человеческие качества, определяющие в конечном счете весь облик окружающего мира. Значит, экологизацию образования необходимо рассматривать в качестве целевого проекта, способного перепрограммировать человеческое пространство. Таким образом, экологизация географического образования сейчас - это важный педагогический ресурс, имеющий глубокий универсальный смысл.
Социологизация и экономизация тесно связаны с предыдущими направлениями развития географического образования и заключаются в повышении предметного внимания к вопросам социальной и экономической жизни общества.
Необходимость социологизации научной и учебной географии связана с тенденциями развития общественной жизни в нашей стране. В советский период вся «неприродная» география фактически была сведена к изучению экономической сферы общества. Так сформировалось производственное толкование сущности общественной географии, при котором население рассматривалось в основном в качестве трудового ресурса и однородной количественной массы, потребляющей промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Кризис социологизации в отечественной географии оказался очень затяжным и только в последние десятилетия произошел поворот к антропогеографии. Сейчас очевидно, что социальная сфера - это «кроветворный орган» общественной жизни, производства и экономики. Поэтому современные школьные курсы необходимо насыщать материалами социального характера, раскрывающими особенности жизнедеятельности населения и его структурные характеристики. Однако достигнутый уровень социологизации еще нельзя считать достаточным.
Экономизация также отражает радикальные переосмысления общественной иерархии. Экономика - базовая сфера человеческой деятельности. Поэтому люди должны знать, как организован мир работы и бизнеса, как осуществляется управление обществом и даже своим местом жительства, школой, университетом и т.д. То есть экономическая сфера всецело зависит от качества сознания и образованности производителя и потребителя. Это обстоятельство становится особенно актуальным в период смены «цивилизации фабричных труб» эрой высоких технологий. Россия в настоящее время переживает бум экономизации, вызванный переходом к новой экономической системе. Рыночная этика высоко оценивает то, что люди знают и умеют делать. Более того, она призывает к широте и разнообразию интересов. Разносторонность личности превращается в экономическую доходность. Следовательно, по мере развития рыночных отношений возрастают требования «сбалансированной» образованности. Тем самым экономическое мышление приносит равновесие в человеческий образ жизни, социальную действительность и способность влиять на изменение личностных характеристик. Таким образом, экономизация в идеальном варианте способствует созданию практичного и более благоприятного для человека мира.
Итак, география в школе играет исключительно важную роль - она открывает учащимся устройство мира. Школьная география призвана не только объяснять сущность процессов и явлений, происходящих на Земле, но также мотивировать молодое поколение к достижению тех или иных жизненных интересов.