Интернет-издательство «Контрольный листок»
Суббота, 27.04.2024, 07:27
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2014, № 1
 
Кабинет методиста
 
Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения обучающихся
 
© Н.Н. Войткевич, заведующая кафедрой педагогики ИПКиПРО Курганской обл., к.п.н.
  
Школа – это маленькая модель общества.
Какой она себя ежедневно воссоздает – таково и общество.
Какой она проецирует будущее – таким, вероятно, станет и общество.
  
С целью повышения качества образования в течение последних пяти лет в практику школы планомерно внедряется профильное обучение. Предполагается, что за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса возможно более полно учесть интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Авторы-разработчики Концепции профильного обучения считают, что к началу обучения в старших классах все школьники способны определить для себя перечень учебных предметов и профиль обучения, необходимый им в дальнейшем для выбора направления продолжения образования, целенаправленного овладения профессиональными умениями и навыками. Следовательно, к моменту перехода на старшую ступень обучения выпускники основной школы приобретают готовность к профессиональному самоопределению. Рассмотрим подробнее, что же понимается под «профессиональным самоопределением» и какие возможности есть в рамках профильного обучения для формирования у обучающихся соответствующей готовности.
Совершенно очевидно, что профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения. Под личностным самоопределением понимается самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек становиться способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно важных целей (С.А. Днепров). Тогда профессиональное самоопределение - предполагает формирование субъектного отношения к конкретной трудовой деятельности, мобильности на рынке труда, умения ориентироваться и подстраиваться под тенденции его изменения. В психолого-педагогической литературе профессиональное самоопределение понимается:
- как ситуация выбора профессии, момент принятия решения;
- как компонент личностного самоопределения индивида;
- как длительный процесс освоения профессии, адаптации к ней и самореализации.
В работах Е.А. Климова профессиональное самоопределение - это деятельность человека, содержание которой не только изменяется на различных этапах развития индивида как субъекта труда, но и предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подрастающего человека.
Ананьева Т.В. отмечает, что в соответствии с возрастом специфика процесса профессионального самоопределения на этапе старшего подросткового возраста характеризуется следующими особенностями:
собственно содержание процесса самоопределения в профессии, тождественность собственной субъектной позиции и общественных предпочтений;
большое значение в профессиональном самоопределении имеет момент перехода от импульсивного принятия решения, основанного на внешней привлекательности или мнении окружающих, к подлинному определению своего жизненного и профессионального пути, осознанному выбору, учету своих интересов, склонностей и предпочтений.
Совершенно очевидно, что при организации образовательного процесса в школе, необходимо создать условия для формирования готовности у подрастающего поколения к профессиональному самоопределению. Большим потенциалом для организации процесса профессионального самоопределения обладает система профильного обучения (ПО), которая включает в себя выбор профилей обучения в ходе предпрофильной подготовки (ППП) 9 класса и обучение в старших классах в рамках выбранного профиля (схема 1). 
  
  
Профильное обучение требует от обучающихся осмысленного планирования событий своей жизни в профессиональном и личностном самоопределении, позволяет осознанно выбирать учебные предметы для изучения на профильном уровне. Достаточно большое количество часов на изучение профильных предметов и поддерживающие их элективные курсы, при правильно подобранной методике преподавания, стимулируют познавательный интерес старшеклассников, содействуют ориентации в выбранном направлении деятельности и мире профессий.
Весьма часто выбор профессиональной позиции основывается на предметном интересе, т.е. интересе к определенной области знания. Однако, в психолого-педагогической литературе отмечается, что осознанный профессиональный выбор должен обязательно основываться на знании своих способностей и возможностей. Таким образом, осознанного выбора профессии требуется соблюдение следующих условий:
соответствие выбора предметным интересам школьника,
представление обучающегося о своих способностях и возможностях,
адекватная оценка своих способностей и возможностей.
Анализ профильного обучения в Курганской области показывает, что образовательные учреждения чаще всего реализуют предметно-ориентированные профили (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.п.). Однако, согласно целям профильного обучения (схема 1), необходимо предлагать обучающимся на выбор профессионально – ориентированных профилей (медицинский, кадетский и др.). Проектируя модель организации профильного обучения, учитывать различные факторы (количество обучающихся, кадровый потенциал, наличие образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей и др.), а так же ее возможности для организации профессионального самоопределения выпускников.
В работах Н.А. Криволаповой описаны следующие варианты организации профильного обучения, ориентированного на реализацию профессионального самоопределения школьников.
  
Модели организации профильного обучения
  
1. Внутришкольная модель профилизация:
- многопрофильная (схема 2);
- однопрофильная (схема 3);


 
- универсальные классы (профильные группы или допрофессиональная подготовка).
2. Сетевая модель профилизации (схема 4):
- «ресурсный центр»;
- кооперация с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования (кадровый, интеллектуальный, финансовый, организационный ресурс).
 
 
Вне зависимости от реализуемой модели профильного обучения, профессиональное самоопределение может осуществляться через различные компоненты образовательного процесса. Считаем необходимым, обратить особое внимание на профоориентационную деятельность учителя – предметника. Естественно, каждый учебный предмет имеет свою специфику, но в урочное время, возможно организовать следующую деятельность: 
профессиональное просвещение в процессе изучения теоретического материала,
расширение представлений о профессиях при выполнении практических заданий, во время лабораторных и занятий, в процессе решения задач,
написание рефератов, выступление с сообщениями и докладами, в которых представлена информация о профессиях и производствах,
проведение учебных экскурсий на предприятие и т.п.
Полагаем, что использование данных форм будет содействовать профессиональному самоопределению обучающихся, повысит результативность профессиональной ориентации.
Во внеурочной деятельности обучающихся 9-11 классов целесообразно усилить профориентационную направленность и содержание элективных курсов, провести профессиографические исследования (индивидуальные, групповые, коллективные) по отдельным профессиям или группе смежных профессий, организовать профессиональные пробы.
Профессиографическое исследование (Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.) предусматривает самостоятельную работу обучающегося по сбору и анализу информации о профессии (изучение литературы, материалов Интернета, беседы с представителями профессии и др.), сбор необходимых наглядных материалов, подготовку рекламных буклетов или стендов о профессии и т.п. Основная цель данной деятельности – изучить ту или иную профессию, «примерить ее на себя», рассказать о ней одноклассникам. Ознакомление обучающихся с профессией можно построить по следующему плану:
  1. Общие сведения о профессии (краткий исторический очерк и перспективы развития профессии; основные специальности, связанные с данной профессией; лучшие представители профессии и проч.).
  2. Содержание профессии (место и роль профессии, ее перспективность и востребованность на современном рынке труда; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизация труда, уровень информатизации; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
  3. Условия работы и требования профессии к человеку (санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности; специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.п.; социально-экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск, соцпакет.
  4. Система полготовки к профессии (пути получения профессии, обучение в системе профессионального образования, перспективы профессионального роста).
Итогом такой работы может быть реферат, доклад на уроке, занятии элективного курса, конференции, оформление и презентация стендового доклада, проведение экскурсии в качестве экскурсовода и др.
Таким образом, профильное обучение как фактор профессионального самоопределения обучающихся мотивирует и стимулирует процесс познания, формирует самостоятельность школьников в процессе изучения предметных областей и их прикладного использования. Без сомнения, актуализация проблемы профессионального самоопределения в рамках профильного обучения, требует специальной подготовки педагогов и психологов, участвующих в профессиональном ориентировании детей при выборе профилей.
С целью максимального использования потенциала профильного обучения как фактора профессионального самоопределения обучающихся рекомендуем:
  • Специалистам МОУО проанализировать модели профильного обучения реализуемые в районе (городе) с точки зрения их влияния на профессиональное самоопределение обучающихся, внести необходимые изменения.
  • Руководителям образовательных учреждений, районных и школьных методических объединений провести методическую работу с учителями 9-11 классов по организации профориентационной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
  • Учителям 9-11 классов использовать возможности учебных предметов для содействия профессиональному самоопределению школьников (усилить прикладной аспект содержания предметов, организовать проектную и исследовательскую деятельность, профессиографические исследования, предоставить обучающимся возможность реализации профессиональных проб в рамках урочной и внеурочной деятельности, предлагать большее количество ориентационных курсов, связанных с предметами и т.п.).
 
Литература по проблеме, рекомендуемая для изучения:
 
  • Криволапова Н.А. Организация профориентационной работы в образовательных учреждениях Курганской области/ ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2009. – 84с.
  • Криволапова Н.А. Становление и развитие региональной системы профильного обучения: монография/ ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2007. – 210с.
  • Основания многопрофильной школы: методические материалы и рекомендации для педагогов, психологов и профориентаторов. – М., 2008. – 148с. – (Серия научно-методических изданий «Новые ценности образования»)
  • Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. – 2005. - №1. – С.19-26.
  • Шустова И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников // Педагогика. – 2005. - №5. – С.45-48.
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz