Дипломный проект, 2014, № 1
Научно-популярное приложение к Интернет-журналу «Контрольный листок»
Кабинет методиста
Издательство «Контрольный листок» полностью поддерживает организацию профессионального образования. Сложившаяся ещё в СССР и в условиях сохранения всего худшего, перенятого Российской Федерацией, система «престижности» высшего образования становится системой поощрения исключительно ранговых отличий безотносительно к знаниям и квалификации выпускников. А ведь существовали (и сейчас существуют!) учебные заведения, формально считавшиеся техникумами (сейчас их стало модно называть «колледжи»), но дававшие знания не хуже, если не лучше, многих институтов и университетов. Экс-чемпион мира по шахматам М.М. Ботвиннник как-то написал статью к очередному юбилею ленинградского трамвая о своём старшем брате Исааке (долгое время работавшем в Лентрамвае и погибшем при обороне Ленинграда). Из воспоминаний следует, что И.М. Ботвинник был направлен по окончании школы в электротехникум (тогда ещё не были восстановлены вступительные экзамены). Но техникум предъявлял к учащимся высокие требования: полное среднее образование, срок обучения 4 года, то есть близко к институтским требованиям. И, судя по рассказу, подготовка специалистов была организована на должном уровне. Нужда российской экономике не в массовом высшем образовании в виде множества дипломов, а в подготовке квалифицированных, технически грамотных специалистов ощущается сейчас как никогда, и мы приветствуем, что есть сторонники такой подготовки во многих учебных заведениях страны. Статью одной из таких и публикует сегодняшний номер «Дипломного проекта».
Страницы истории
В 2014 году редакцией принято решение объединить ранее существовавшие рубрики «Страницы истории» и «Некруглые даты». Сегодняшняя публикация может быть приурочена сразу к двум датам, потому что 9 (22) января в 1905 году отмечено «Кровавым воскресеньем», считающимся отправной точной первой русской революции (1905-1907), а в 1924 – смертью В.И. Ленина, в этом году как раз круглая дата – 90-летие его памяти. Сейчас, когда модными стали различные теории о том, что «история повторяется», они сознательно не применяются, когда речь идёт о революциях. Потому что восстание против несправедливости нежелательно для любой власти – даже советской или демократической. Статья перепечатана из старого журнала – «64-Шахматное обозрение» № 4 за 1985 год, в текст статьи внесены небольшие правки, связанные тем, что оригинал публикации был приурочен именно к 80-й годовщине первой русской революции.
Актуальная тема
В короткой статье - и отстаивание ценностей, которые конкретные заинтересованные личности дешёвыми злостными подвохами стараются обесценить, и опыт работы с неблагополучными семьями в Орехово-Зуево - городе с давними традициями в среде трудящихся, где именно благодаря этим традициям есть сильное сопротивление сознательному распаду.
Художественный раздел
Как известно, ЕГЭ по истории уровня сложности С предполагает описательные ответы. И ответы эти, собранные преподавателем Иркутского государственного университета С. Шмидтом, напоминают отрывки из школьных сочинений, печатавшиеся в юмористических разделах детских журналов советского периода. Но те сочинения были исключениями, а вот ответы – и представления об истории, как всеобщей, так и российской, - становятся, к сожалению, массовыми, и некоторые из них смахивают также на депутатские «откровизмы», воспроизводимые «Аргументами и фактами» (например, про «восстание рабов» или про казни на Болотной площади). Наконец, есть ответы, отражающие подмену знания стереотипами («колхозницы бежали в город за здоровыми мужчинами», когда даже анекдоты отражают обратное: в одном из них то ли колхозник, то ли работник совхоза встаёт пораньше, работает и в небольшом перерыве слушает радио, которое начинает трансляцию в 6 часов утра, и реагирует на это так: «Ну, наконец-то, встали», а человек нездоровый так работать просто не может).