Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 19.04.2024, 20:46
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Охта-Центр. Том 7. Избранные эссе
  
Психологический анализ повести Р.Баха  «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
 
© Павел Гуров (2010)
 
Введение
 
Борьба за целеустремленность, рождающую высочайший профессионализм, приносящий окружающим людям здоровье, счастье, материальные блага часто ярко характеризуется в художественной литерату­ре. Герои художественной литературы, достигающие в итоге успехов и счастья, проявляли целеустремленность, огромную любовь к людям, му­жество, сильную волю, стрессоустойчивость. любовь к своей профессии, последовательность, честность и высокий профессионализм. Именно в этом контексте эпиграфом к книге писатель предлагает фразу: «Невыдуманному Джонатану - Чайке, который живет в каждом из нас».
Джонатан Чайка - это не только профессионал высочайшего класса, это идеальная личность, которая любит людей, старается им помочь не только как высокопрофессиональный педагог, он вдохновляет людей и дает возможность увидеть в себе и в других лучшие качества и развивать их. Такие Чайки счастливы от вдохновенного труда, любви к людям и стремления к совершенству, поэтому они делают и других счастливыми.
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (Jonathan Livingston Seagull) — повесть-притча, написанная Ричардом Бахом. Рассказывает о чайке, учившейся жизни и искусству полёта. Это - проповедь о самосовершенствовании и самопожертвовании.
История создания «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» окружена легендами. Ричард Бах утверждал, что однажды услышал крик чаек и разобрал в них слова «Чайка Джонатан Ливингстон». Голос, произнесший эти слова, заставил писателя сесть за стол и написать произведение, которое принесло ему мировую известность и стало шедевром мировой литературы XX века. Эта повесть о беспредельных возможностях того, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.
В эссе рассматривается психологическая проблема индивидуальности.
 
Основная часть
 
Цель - это не только основа жизни и развития каждого человека, но это основа жизни и развития всего человечества. Высоконравственная, аль­труистическая цель, наполненная любовью к человеку, ко всему человече­ству ведет к счастью и прогрессу. «Цель жизни - найти совершенство и показать его людям» - провозглашает герой произведения Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Но цель жизни бывает эгоистической, безнравственной, направленной на всемирное господство. Такая цель ведет человека к гибели.
Поэтому умение определить цель жизни человека, своевременно и грамотно провести её коррекцию очень важно; даже можно говорить об ог­ромной важности цели жизни для человека. Но цель жизни человека ещё не была предметом специального исследования в единстве психолингви­стического, лингвистического и психолого-педагогического аспектов, не­смотря на актуальность подобного исследования для практики. Этим обу­словлен наш выбор темы и её актуальность. Отношение к цели жизни, спе­цифика её достижения чаше всего раскрываются в поведении личности[1].
Высоконравственной можно назвать цель, формирование и достижение которой ведет к нравственному росту, как носителя этой цели, так и окру­жающих его, связанных с ним людей[2].
Блестящим примером высоконравственной цели является цель жизни Чайки Джонатана, героя произведения Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Достигнув совершенной скорости, Чайка стремится достичь совершенства взаимоотношений, основанных на любви. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - это повесть-притча о целеустремленной, независимой птице, которая осмелилась задать себе вопрос о цели и смысле жизни. Целью и смыслом жизни она считала не только поиски пищи и существование по законам стаи, она задумалась о смысле того, чему учат её старшие братья. Её целью жизни стала цель - «найти совершенство и показать его людям». Поставив цель летать выше и дальше остальных и научить этому других молодых чаек, она столкнулась с презрением и ненавистью Стаи, когда начала воплощать свою мечту в жизнь, ей пришлось расстаться со своим домом, выбирать свой новый путь в жизни. Но, преодолев все трудности и достигнув цели, она стала сильной и независимой птицей, её полюбили и приняли остальные чайки, появились ученики и последователи, которым она смогла передать свой опыт и знания[3].
Образ Чайки для нас - это образец мужественного, стойкого, волевого поведения: образ человека, который способен преодолеть невозможное, благодаря своей целеустремленности, воле, стойкости и силе духа.
Рассказ изобилует словами и выражениями, характеризующими целеустремленность: волевой, эмоциональный, интеллектуальный контроль, огромное самообладание и чувство вдохновения[4].
В начале Чайка пытается научиться летать быстрее, чем остальная Стая, проводит много времени в небе, изо всех сил старается добиться желаемого, хотя не сразу добивается результатов. Используя лексическое понятие crowd (в русском переводе - толпа) в данном контексте, автор подчеркивает настроение в Стае. Здесь толпа - это символ коллективного бессознательного, массового психоза. Автор подчеркивает, что разъяренная толпа была готова убить Чайку и её учеников, но их цель была для них важнее жизни, ради неё они готовы были погибнуть, так как хотели зажечь других чаек желанием быть лучше, совершеннее. И они победили: к ним присоединились другие чайки, которые под их руководством начади путь к профессиональному совершенству и личностному росту. Терпение, целеустремленность и сильная воля помогли Джонатану победить и преодолеть все трудности. Но самое главное в достижении цели жизни вы­ражено словами старейшей Чайки – Учителя Чианга: «Работай над любо­вью».
«Ты приблизишься к небесам, Джонатан, когда приблизишься к совершенной скорости. Это не значит, что ты должен пролететь тысячу миль в час, или миллион, или научиться летать со скоростью света. Потому что любая цифра - это предел, а совершенство не знает предела. Достигнуть совершенства скорости, сын мой, - это значит оказаться там». Эту потрясшую Джонатана идею изложил Учитель Чианг, который был как бы Небесным Учителем, представителем Всевышнего здесь на земле. Для него не было предела ни в пространстве, ни во времени, т.к. он достиг совершенства. Это означает, что установку профессионального совершенства писатель Ричард Бах тесно связывает с психологической установкой  высшей духовности отражения, отношения и поведения как детерминант подструктур идеальной личности.[5]
И так Джонатан принял своё изгнание с честью, он продолжал своё дело. Ливингстон умирает? Нет, он перешёл на новый, следующий уровень жизни, он обнаруживает, что в новом мире можно сделать несоизмеримо больше, чем он достиг в предыдущем, продолжает обучаться, осознавать, постигать. Он не устремляется в погоню за исполнением временных желаний, повышает мастерство, расширяет свои возможности и получает в своё распоряжение способы быстрого получения того, получение чего забрало бы у него все силы и время, на что он мог положить жизнь. Он не отходит от коня, он ловит суть и получает плоды, награду.
Джонатан понимает, что у любой скорости есть предел и что по настоящему быстро перемещаться - это оказываться в нужном месть, лишь подумав о таком. Он постигает загадку мгновенного перемещения. Приходит к выводу о пространстве и времени. Это уже не просто видеть мир вне времени и пространства, тут уже утверждение о том, что сам мир существует в точке сходящегося пространства и мгновении свёрнутого времени. Таким образом, это жизнь с возможностью присутствовать в любом времени и попадать в любую точку пространства. И так потихоньку, время от времени Джон Ливингстон чувствует странное желание вернуться к своей первой стае, той что изгнала его. Он ещё не понял что это, но я уже почувствовал щекотливое ощущение, намекающее на то, что им движет любовь к другим чайкам. Они его изгнали, но это ни чего, в каждой из них есть, что любить. В каждой из них есть индивидуальность, уникальность, хоть и скрыты шаблонами, стадностью. Может снова переиначил всё по своему, но если попал в точку, то я хорошо понимаю Джона, мне хорошо знакомо это чувство. К сожалению пока не постоянно, иногда меня уносит, но такое чувство не редко. «Прости их, ибо не ведают, что творят они...» Очень тонкая грань понимания и чувствования этого утверждения. Раньше воспринималась мною как призыв сложить руки, подставить голову и шею на суд этой не ведающей, обезумевшей публики. Это как бы призыв не гневаться на людей, ещё не осознавших свои действия, пожелание увидеть в них то, что достойно и заслуживает любви. Любви придающей силы, помогающей ориентироваться во тьме запутавшихся мыслей, неведомых эмоций, странных течений обстоятельств, превратностей судьбы.
Ливингстон осознаёт своё желание помочь, научить тех кто нуждается в этом. Он осознаёт своё любовь к хоть и гораздо низшим по сравнению с ним чайкам, но по своему уникальным, а от того потенциально равным ему. Его не поглощает высокомерие и тщеславие. Он отправляется к ним, потому как среди стаи может оказаться тот, кому нужна его помощь, тот кто хочет идти своим путём, кто ищет. Джон чувствует, что должен помочь.
Так он обретает группу своих последователей, учеников. Стая начинает интересоваться ими, тем, что они делают. Рядовым чайкам кажется, будто Джон и его ученики делают что-то невозможное, мистическое. Стая терзается в догадках, считая чайку Ливингстона сыном великой чайки, то вдруг срываются и объявляют его самим дьяволом. Даже его ученики не верят, что Джонатан Ливингстон простая, обыкновенная чайка, которая осмелилась пойти своим путём. Которая смотрела в глаза своему страху, которая семимильными шагами за несколько жизней прошла то, что проходят другие за многие-многие десятки, сотни жизней. Но он всего лишь чайка и так может каждый, любая другая чайка. Наконец его первый ученик достигает впечатляющих высот, Джон принимает решение покинуть своих учеников, оставив их на лучшего своего последователя. А самому ему нужно в другие места, в другие времена, есть ещё много чаек, нуждающихся в его помощи, в его любви.
В самом эпиграфе и всей книгой писатель старается убедить читателя, что нет плохих, не способных к совершенному труду и любви людей, т.к. Чайка есть в каждом и задача читателя найти эту Чайку в другом человеке и в себе и полюбить другого человека и вдохновить себя и своего ближнего на совершенный труд, ибо, как сказано в Библии, «Бог есть любовь». Таким именно и должно быть отношение к макро- и микросоциуму
 
Заключение
 
Психологический анализ произведения «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» приводит к следующим выводам:
1.     Биосоциальная подструктура личности тесно взаимосвязана со всеми личностными подструктурами и их детерминантами.
2.     Мотив и цель играют ведущую роль в развитии знаний, умений и навыков и, особенно при достижении самого высокого уровня их развития, называемого мастерством.
3.     Большую роль в развитии знаний, умений, навыков и мастерства личности играют ее взаимоотношения с микро- и макросоциумом, их поддержка и опора на них.
4.     Творческое отношение к труду, высокий уровень развития способностей, также обусловливает достижение мастерства.
5.     Любовь к людям и к труду способствует развитию биосоциальной подструктуры личности.
 
Ссылки:
 
[1] Андреева Г.М. Социальная психология М.: Академия – 2002 – С.146
[2] Там же – С.149
[3] Мазирка И.О. Психолингвистические аспекты исследования американской литературы - М.: МГОУ, 2005. – С.91
[4] Мазирка И.О. Психолингвистические основы вербальной характеристики личности и языковой картины мира героев художественной литературы. -  М., МГОУ, 2008. – С.157
[5] Леонтьев А.А. Основы психолингвистики М.:2005 – С.184
 
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz