Интернет-издательство «Контрольный листок»
Среда, 24.04.2024, 11:16
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Охта-Центр. Том 7. Избранные эссе
 
Психологический анализ повести Р.Баха  «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
 
© Денис Муромцев (2010)
 
Введение
 
Ричард Бах - знаменитый американский писатель, летчик, потомок Иоганна Себастьяна Баха. Он автор многих книг, но уже только одной философской сказки «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» оказалось достаточно для того, чтобы писатель навсегда вошел в «Зал Славы» мировой литературы.
В горделивых нотах «Чайка Джонатан Ливингстон» превосходит большинство произведений своей ниши. Любовь здесь подана, как снисхождение до «тупой толпы» с целью её дальнейшего переобучения. И здесь не видно мучений (кроме незначительного эпизода с «Дьяволом»), нет сильных противоречий, нет борьбы (точнее, она есть, но проходит так быстро и естественно, что не очень понятно ее назначение), а усилия и стремления поданы с простой «учись, верь и научишься». Под «научишься» здесь понимается нечто выше, вплоть до преодоления пространства и времени - совершенная бесконечность.
Надпрофессиональное знание, заложенное в этой книге,  звучит так: ты уже совершенен, надо только это осознать, а чтобы осознать - надо действовать. И чем разнообразнее деятельность, тем больше опыт, тем большее количество моментов в самом себе ты имеешь возможность проработать. Полное погружение в действительность, чередуемое с его подробным анализом. Вдох и выдох. На вдохе — мягкое воздействие на мир мыслью, словом, делом; считывание реакции мира на моё воздействие. На выдохе - анализ действия и реакции мира. Для того, чтобы следующее воздействие было наиболее оптимальным (приносило меньше разрушений в мир и максимально приближало к цели).
В данном эссе дан анализ притчи «Чайка Джонатан Ливингстон» как медитативного текста.
 
Основная часть
 
Когда в подсознании накапливается некая критическая масса знаний, что-то вдруг начинает давить изнутри, как не свое, весь мир меняется - начинается трансформация.
У каждого из нас есть набор стереотипов мышления, эмоциональных реакций и привычек поведения, зачастую не осознаваемых нами. Мир на самом деле шире, прекраснее и удивительнее, чем наше представление о нём. Он предлагает нам больше возможностей, чем мы обычно видим. И нас от него отделяет наша собственная обусловленность[1].
Выйти за грань своего привычного восприятия – это первый шаг. Увидев реальность по-новому, нужно научиться по-другому в ней и ориентироваться и находить опору. В этом помогает общение с Природой, познание на практике законов, которые управляют вашей жизнью.
Расшифровка вашего «родового» сценария жизни и трансформация его - это второй шаг. Далее следуют медитации, настраивающие на контакт со своей глубинной мудростью. Источник этой мудрости поможет делать правильные выборы на пути духовной реализации.
Здесь мы открываем свою Сущность своего независимого ни от чего внутреннего Учителя (хотя в произведении Р.Баха Учитель выступает как персонаж внешний). Это - суть третьего шага[2].
Соответственно этим трём шагам можно выделить три уровня:
1. «Начальный» - выявление и трансформация личного подсознания:
·  восстановление интеграции и интенсивности трех основных первичных потоков энергии – интеллектуального, эмоционального и двигательного (деятельностного);
·  осознание и трансформация в структурных телесных характерах.
Вышеперечисленные «трудности» создают наше «физическое Я», лежат в основе различных ограничений нашей личности и отделяют человека от восприятия своей глубинной Сущности, своего Трансцендентного Я. Также они создают бессознательные предпочтения в интересах, эмоциях, ценностях, качествах, выборах и делают человека несвободным по существу вещей.
2. «Психологический» – на этом уровне происходит совершенствование различных аспектов личности – коммуникативности, интуитивности, психологической и стрессовой устойчивости, волевых и лидерских свойств. Проводится ряд тренингов (воля и её три аспекта, управление сексуальной энергией, умение коммуникации с учетом структурных особенностей собеседника и т.д.), известных в программах личностного роста, но разработанных на других основах и в другом контексте.
3. «Духовный» – на этом уровне начинается работа с тем, что можно назвать энергией живого пространства и с изначальными формами пространства, с силами стихий, развернутых в пространстве, также ведется работа с так называемыми чистыми качествами и различными «отклонениями» от них[3].
Чайка активен, деятелен, это развитие по мужскому типу, пути Героя. Он получает награду за свои труды, неукротимую жажду знаний. Он тоже «иной» в своем окружении. Мать просит  его «предоставить полеты над водой пеликанам и альбатросам», вести себя как все. Отец убеждает: «Если тебе непременно хочется учиться, изучай пищу, учись ее добывать». Джонатан соглашается, пытается вернуться к законам стаи, жить как все, довольствоваться тем, что он жалкая слабая чайка. Но долго не выдерживает, зов Самости сильнее, ему жалко тратить время на борьбу за еду. Получая инсайт от новых достижений, он стремиться поделиться знаниями со стаей, но вместо благодарности получает изгнание. Одиночество, обида непонимания иногда приводит таких «чаек» в анализ. В притче у него появляется наставник. В реальной жизни проводником к себе становится аналитик, помогая понять зов в новую реальность, найти смысл жизни.
Метафоры, в данном случае образы сказок,  используются аналитиками, чтобы помочь осуществить желаемые ими изменения. Человек может выражать какие-либо области своего опыта, где он чувствует ограниченность удовлетворяющих его выборов, или же, возможно, не видит никаких других альтернатив, кроме той, которой он располагает в данное время и которой недоволен. Значимыми факторами метафоры являются межличностные взаимоотношения и паттерны, при помощи которых пациент оперирует внутри контекста проблемы. Если проблема пациента и приведенная метафора структурно сходны, бессознательно или даже сознательно он будет связывать их друг с другом. Мы становимся для него представителем нового уровня реализации, помогая осуществить трансформацию, пойти по пути своей индивидуализации навстречу с «самостью» [4].
 
Заключение
 
Некоторые люди так устроены, что хотят познать себя, смысл своей жизни, смысл существования человечества, мироздания. Все они носители сильной Самости, «Иные» для общей массы Индивидуализация – это самоосуществление, путь к себе. Проникновение в собственную уникальную природу предполагает познание бессознательных сторон и свойств собственной души, интеграцию отдельных архетипов ее структуры. Осознание и объединение этих архетипов вокруг Эго, сознательного Я личности, и является основным содержанием аналитического процесса. Индивидуализация  предполагает идентификацию и интеграцию комплексов личного бессознательного. Личность учится управлять инстинктами, освобождается от власти их темной, архаичной стороны.
В числе господствующих в литературе лейтмотивов присутствует и такой, в котором положительные герои, достигшие, некоторого Счастья так или иначе покидают ту среду, в которой они этого счастья достигли. Отправляются в мир иной в том или ином смысле слова «иной». Таким образом, как бы подспудно утверждается, что здесь со всем этим счастьем жить нельзя, что здесь счастливым нельзя быть, что счастье возможно только после перехода в некоторый иной мир - по сути, всё равно в какой именно. Иной, поскольку для всего остального человечества это будет равносильно смерти. Джонатан в финале всё-таки уходит, покидает место действия.
 
Ссылки:
 
[1] Дикман Х. Методы в аналитической психологии. –М., 2001.- С.67
[2] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. – С.175
[3] Кохут Х. Восстановление самости. - М., Когито-Центр. 2002. – C.125
[4] Ситникова Н.Н. От «Гадкого утенка» до «Чайки по имени Дж.Ливингстон» //Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С.Лейтес, Н.Л.Карпова, О.Л.Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. – СС.359
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz