Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Контрольный листок, 2013, № 5
Социология
Российский
рынок диссертационных услуг
©Т.Р.Калимуллин (2005) Продолжение. Начало см. в № 4
Рассмотрение
диссертации как прежде всего организационного проекта тоже имеет в своей основе
вполне обоснованные рациональные обоснования, причем не только в рамках
российского контекста[1]. Подобная оценка диссертации возможна в силу того,
что:
• диссертация
является формальным документом, с формально описанной процедурой защиты и
экспертизы в ходе публичной коммуникации, ее целью является получение формально
утвержденной ученой степени. Стандартизация и формализация процедур защиты
диссертации в настоящее время является единственно возможным способом,
позволяющим протестировать соискателей на соответствие минимальным
академическим требованиям;
• защите
диссертации предпосланы определенные институциональные и, главное, формально
утвержденные условия. Последние выражаются в наличии строгой организационной
структуры, нижние этажи которой занимает система подготовки кадров высшей
квалификации, базирующаяся на ресурсах зависимых от государства академических и
образовательных институций, а вершину венчает аналогичный по отношению к
государству контролирующий орган - ВАК;
•
организационная составляющая диссертации проявляется и в том, что соискатель
степени в прямом смысле этого слова должен достаточно жестко регламентировать
не только собственную работу, но и работу научного руководителя и всей
инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы поствузовского
образования. В противном случае, и как это часто бывает, соискатель рискует не
уложиться во временные рамки, отведенные ему для написания и защиты текста;
• текст
диссертационного исследования имеет четко очерченный рамочный и формально
утвержденный формат, в котором регламентируется весь цикл текстообразования -
начиная от специфики оформления диссертации, заканчивая характером изложения
материала. Иными словами, диссертация, признанная академическим сообществом как
крупное научное достижение, но не оформленная в соответствии с принятыми
правилами, не имеет шансов пройти процедуру экспертизы. И наоборот,
диссертация, не представляющая с точки зрения науки никакого интереса, но
защищенная с соблюдением всех формальных требований, с высокой вероятностью
получит положительные оценки, а ее автор - искомую степень;
• наличие
формальной ученой степени является обязательным условием воспроизводства
научных кадров и пополнения академического сообщества, так как именно факт
наличия или отсутствия ученой степени в настоящее время является определяющим
жизненные шансы индивидов на рынке образовательных и научных услуг. Иными
словами, ученая степень является важным формальным фактором, стратифицирующим
академическое сообщество. Кроме того, ученая степень выступает в качестве
сигнала на рынке труда (хотя прямой зависимости между фактом наличия
кандидатского или докторского диплома и профессиональной квалификацией нет),
давая возможность в первом приближении оценить потенциальным работодателям
персональные качества работников и их соответствие вакантным рабочим местам и
т.д.
Безусловно,
обе указанные точки зрения имеют право на существование. Но мы в данном
исследовании придерживаемся несколько иной точки зрения, полагая, что любая
диссертация в рамках любого исторического, институционального или социального
контекстов должна удовлетворять и научным, и организационным параметрам,
изложенным выше. Иными словами, совокупность организационных и
институциональных ограничений не является препятствием для объективации нового
знания. Скорее наоборот, институциональные ограничения, организационно
задаваемые в рамках данного дисциплинарного мейнстрима, являются оптимальным и,
самое главное, важным и необходимым условием для получения в ходе
диссертационного исследования нового знания, представляющего интерес для
данного дисциплинарного сообщества.
Итак, исходя
из вышеизложенного представляется возможным дать следующее исходное определение
ключевого термина данной работы: диссертация - это организационный и
институционально оформленный индивидуальный исследовательский проект,
предполагающий публичную защиту нового и выраженного в текстовой форме знания
в соответствии с процедурами академического сообщества[2].
Отталкиваясь
от данного определения диссертации, рассмотрим структуру академического
сообщества с точки зрения ее социальной укорененности и места диссертационного
проекта внутри социальной структуры науки. Диссертация как социально укорененный проект
Диссертация,
как мы уже говорили, несмотря на индивидуальный статус ее автора, выполняется в
тесной связи с академическим сообществом, воспроизводство знания внутри
которого, конечно, тоже имеет «коллективный характер». В этом смысле
академическое сообщество предстает как сеть невидимых для внешнего наблюдателя,
но устойчивых социальных связей, которые объединяют территориально
разрозненных, но близких по сфере научного интереса исследователей,
академические институты, факультеты и даже журналы[3]. Для понимания сути рынка
диссертационных услуг специфика функционирования академических сетей имеет
ключевой характер, поэтому на анализе этого аспекта проблемы имеет смысл
остановиться более подробно[4].
Связи в научном
мире могут образовываться за счет взаимного цитирования, персональных
контактов, пересечения биографий, места работы и т.п.[5] Цитатные связи,
например, способствуют возникновению так называемого незримого колледжа -
обезличенной совокупности перекрестных ссылок на определенный корпус текстов.
Считается, что сам факт существования незримого колледжа благоприятно
сказывается на выработке определенных неформальных правил, касающихся, к
примеру, способов текстоообразования (характера аргументации, специфики
постановки проблем и методов их решения).
Так,
игнорирование работ «классиков», правил оформления библиографии и цитатных
ссылок в рамках данного дисциплинарного направления, как правило, приводит к
игнорированию (т.е. исключению из цитатных связей) автора такого рода текстов
со стороны незримого колледжа. Незримый колледж - это надындивидуальное
образование (социальная структура в прямом смысле этого слова), обладающее в
силу вышеизложенного принудительной силой. И конечно, корпус текстов и цитатных
связей, репрезентирующих незримый колледж, составляет то, что в социологии
науки принято называть «передним фронтом науки» - наиболее популярные в среде
академического сообщества научные работы, оказывающее прямое влияние на
методологию и методы, используемые в данном направлении научного анализа, и в
конечном счете на статус научной школы. Незримый колледж - это объективный
механизм структурирования академического пространства, позволяющий выявить не
только научных «звезд» и академический андеграунд, но и поле самой науки.
Если мы имеем
в виду персональные контакты между учеными и академическими институциями, то в
самом общем виде эти связи могут дифференцироваться на «сильные» и «слабые».
При наличии сильных связей в структуру сети входят часто контактирующие друг с
другом в процессе научной коммуникации и близкие по тематике исследования
ученые, журналы и факультеты. Так называемые слабые связи объединяют либо
непосредственно не коммуницирующих, либо редко входящих в контакты и далеких
друг от друга по научным интересам исследователей и институций[6].
Преимущество
сильных связей над слабыми проявляется в том, что первые являются более
эффективными при получении доступа к ресурсам социальной сети, не имеет
значение, касается ли это финансовых или информационных ресурсов. В этом смысле
нужно отметить, что сильные социальные сети (в отличие от незримого колледжа)
почти всегда опираются на персональные социальные контакты, т.е. структурно
укорененные связи.
Считается,
что структурирование сильных связей в рамках академического сообщества
осуществляется по модели эгоцентрической социальной сети (см. рис. 1). Типичным
примером эгоцентрических социальных сетей, образованных по данному принципу,
является коллектив (а) кафедры, сектора в научно-исследовательском институте
или (б) диссертационного совета, когда набор в структуру сети осуществляется в
первую очередь по личным каналам[7].
Рисунок 1. Два типа эгоцентрических социальных сетей
В то же время
эгоцентрическая сеть может объединять как структурно связанных между собой
представителей академического сообщества (совокупность исследователей,
объединенных вокруг лидера научной школы), так и исследователей, весьма далеких
друг от друга в пространственном отношении. Примером последнего может служить
история развития новой экономической социологии, объединяющей исследователей
разных дисциплинарных пристрастий с разных континентов, но идейно разделяющих
тезис об укорененности экономического действия[8]. Эгоцентрическая сеть в
данном случае образовывается за счет бесспорного лидерства М. Грановеттера по
частоте цитирования его статьи «Экономическое действие и социальная структура:
проблема укорененности»[9].
Функционально
сети (в том числе и эгоцентрическая сеть типа а) способствуют, во-первых,
интенсивной циркуляции и взаимообмену информацией, что в свою очередь приводит
к снижению временных издержек исследователей, связанных с доступом к дефицитным
ресурсам (к ним, если мы имеем в виду академическую сферу, следует прежде всего
отнести результаты новых исследований). Во-вторых, другая функционально важная
характеристика сети заключается в предотвращении возможного оппортунизма
агентов сети, который может проявляться, например, в нарушении неформальных
правил, регулирующих взаимодействие внутри данной сети. Чем выше плотность и
частота контактов в сети, тем выше вероятность быстрого и, что самое важное,
коллективного (буквально с привлечением ресурса сети -социального капитала)
решения проблемы оппортунизма. В-третьих, обмен ресурсами внутри сети, в том
числе и обмен информацией, который чаще всего основывается на принципах
взаимности (реципрокности), способствует выработке определенных стандартов
научной работы, позволяющих оценить качество того или иного исследования[10].
Наконец, в-четвертых, сеть, особенно имеющая большое количество слабых связей -
контактов с другими сетями, способствует привлечению новых сторонников
[newcomers], а тем самым расширению исследовательского горизонта и в конечном
счете -получению нового знания.
Социальная
сеть способствует выработке особого механизма взаимодействия, в основе которого
лежат отношения доверия, являющиеся важным ресурсом в условиях нестабильности
внешней среды. Степень доверия к самой сети, а значит, и к ее членам (составу
сети), выступает ключевым условием для выстраивания репутации при
взаимодействии с внешней средой. Именно репутация считается наиболее значимой
атрибутивной характеристикой сети, позволяющей оценить потенциальным партнерам
ее параметры, а именно: устойчивость сети, надежность сети и ее сопротивляемость
внешнему давлению, наличие структурно укорененных связей с другими сетями.
Конечно, сети
обладают и негативными качествами. К ним прежде всего следует отнести:
• стремление
к социальной замкнутости, иными словами, монополизации ресурсов, контролируемых
данной сетью, не важно, идет ли речь о материальных или нематериальных
ресурсах[11];
• тенденцию к
социальному исключению, которая может проявляться, например, в том, что члены
той или иной академической сети всегда будут стремиться цитировать и принуждать
цитировать работы тех авторов, работы которых вызывают доверие и оцениваются
как «безупречные», «выполненные на высоком уровне», «не имеющие аналогов» и
т.д.;
• тенденцию к
возникновению информационного вакуума, которая является следствием
доминирования в сети «сильных связей». Естественными итогами такого положения
дел в академической сфере являются замыкание тематики исследований на одном и
том же круге проблем, производство сущностей (более известное под названием
«бритва Оккама») и постепенная гибель исследовательского направления[12].
Читать дальше.
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|