Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 26.04.2024, 21:45
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2013, № 12
 
Кабинет методиста
 
Руководство работой студента-юриста над научным сочинением по финансовому праву.
Методологические аспекты
 
© К.С.Бельский
 
Источник - Право и государство, 2013
 
Письменное научное сочинение по финансовому праву: основные признаки и определение. Важным средством приобщения студентов к научной деятельности и овладению методами научного исследования в юридическом вузе является их работа над письменными сочинениями. К таким сочинениям относятся курсовые, дипломные и магистерские работы по финансовому праву.
Понятие «сочинение» происходит от слова «чин», что в науке обозначало такое построение слов и предложений, в котором мысли и научные положения систематизированы и приведены в порядок. Сочинение в юридическом вузе есть письменная научная работа на определенную тему, предусмотренная образовательным стандартом и обязательная к выполнению студентами. К таким сочинениям в науке финансового права можно отнести курсовую работу на тему «Понятие бюджета по российскому законодательству»; магистерскую диссертацию на тему «Косвенные налоги, взимаемые в Российской Федерации».
Обзорный взгляд на письменные сочинения в юридическом вузе свидетельствует о том, что в совокупности они являются многоступенчатой системой, начинающейся с курсовой работы на 1-ом курсе и заканчивающейся в магистратуре в форме магистерской диссертации. Заметим, что на письменные сочинения в вузе, особенно на курсовые сочинения, преподаватели нередко смотрят снисходительно, принимая их за работы, исключительно закрепляющие полученные студентами знания. Но письменная работа в вузе, в том числе курсовая, это сочинение обучающее и научное одновременно с преобладанием научности. Написание студентом научной курсовой работы является необходимой ступенью к написанию дипломной работы, дипломная работа представляет собой мостик к написанию магистерской диссертации, а написание последней открывает ворота к защите кандидатской и докторской диссертаций.
Системный подход к названным письменным сочинениям позволяет обнаружить много общего в их правовом статусе, методике написания, научных методах исследования, методах руководства их выполнением. Сам процесс написания письменных сочинений, выполняемых в юридическом вузе и в послевузовском образовании, объединяет их в единое целое, в систему, каждый элемент которой обладает творческим научным началом. По справедливым словам Л.И. Петражицкого, «во многих областях научно-литературной работы научно-мыслительное творчество происходит главным образом при писании и возбуждается последним». Интересно рассмотреть письменное сочинение по финансовому праву, выполняемое студентом в юридическом вузе, как универсальное явление, характеризуемое общими признаками и вследствие этого помогающее сделать некоторые методологические выводы. Представляется, что можно назвать около шести таких признаков.
Первый признак, характеризующий письменное сочинение по финансовому праву, указывает на его тему как обязательный атрибут. Не бывает письменного научного сочинения по любой отрасли права без темы. Тема - это предмет повествования, предмет исследования. Содержание письменного сочинения по финансовому праву определяется темой и должно быть адекватно ей. Тема должна быть сформулирована правильно и отражать в своем названии познаваемые финансово-правовые реальности, которые называются объектом (предметом) познания. В финансово-правовой науке к объекту познания могут быть отнесены бюджетные, налоговые, эмиссионные, финансово-контрольные и другие отношения. Предмет - это часть познаваемого объекта. Тема определяет границы познаваемой деятельности, т.е. определяет предмет исследования, ту часть объекта, с которым субъект (студент, аспирант) вступает в практическое и познавательное взаимодействие. Если студент 3-его курса юридического вуза интересуется финансовым правом как объектом познания, в частности, эмиссионным правом как его подотраслью, он может выбрать тему «Юридическая природа денег» и таким образом четко определить границы, предмет научного исследования.
Темы курсовых, дипломных и магистерских работ составляются и утверждаются кафедрами. Сформулировать тему письменного сочинения по финансовому праву не так просто, так как финансовое законодательство весьма подвижно. Желательно связывать тему письменного сочинения с анализом финансовых законов: Бюджетного кодекса РФ. Налогового кодекса РФ, Федерального закона о Центральном банке РФ и т.д. Важно также, чтобы темы письменного сочинения, особенно дипломного и магистерского, имели выход на практическую деятельность финансовых органов, чтобы студент мог использовать финансово-социологический метод исследования и обосновать более обстоятельно теоретические положения работы.
Другой важный признак письменного сочинения по финансовому праву является юридическим и заключается в том, что это сочинение предусмотрено образовательным стандартом, является квалификационным или выпускным квалификационным и, следовательно, юридически обязательным для выполнения студентом на 3-ем курсе юридического вуза. Письменные сочинения могут быть разными: написанными студентами для доклада на научном семинаре, для сообщения на кружке, для выступления на конференции и т.д., но курсовые, дипломные, магистерские работы имеют особый правовой статус: они предусмотрены законом; их выполнение повышает учебно- и научно-квалификационный статус студента, обеспечивая переход с одного курса на другой, получение звания специалиста (бакалавра) или магистра по окончании юридического вуза. Обязательность выполнения студентом письменного сочинения, предусмотренного образовательным стандартом, - признак, свидетельствующий об особом отношении государства к этому виду вузовского обучения.
Система обязательных сочинений с их особым статусом стала складываться в средние века в германских университетах и в XVI-XVII вв. перешла в другие западноевропейские страны, а после учреждения Московского университета в 1755 г. была введена в России. В соответствии с «Положением о производстве в ученые степени» от 20 января 1819 г. от лиц, претендующих на получение званий магистра наук и доктора наук требовалось обязательное написание письменного сочинения - диссертации и ее публичная защита в университетском Совете. Эта система обязательности написания диссертационных сочинений в XIX-XX вв. распространилась на предусмотренные учебными программами университетов курсовые и дипломные работы.
Письменные сочинения по финансовому праву в юридическом вузе - это научные по содержанию работы. Научность - существенный признак письменного сочинения в вузе. Если подавляющая часть школьных письменных сочинений, как классных, так и домашних, носит обучающий характер, то письменные сочинения в вузе, например, курсовые работы, являются преимущественно научными или научно-исследовательскими по методам исследования и содержанию. Для обучающего сочинения в школе характерна замкнутость на системе давно определившихся литературных тем. Например, литературное сочинение на тему «Нравы дворянского общества в комедии Грибоедова «Горе от ума» писалось гимназистами старших классов в начале XX в. и пишется старшеклассниками в средних школах в настоящее время. Сочинение в школе - это письменная работа, в которой научный элемент не представлен вовсе или слабо представлен.
От обучающего сочинения школьника курсовое сочинение студента 3-его курса юридического вуза на тему «Понятие налога и его отличие от сбора» отличается научностью и перспективой дальнейшего его раскрытия. Даже если данная тема давно известна науке и «отработана» многими студентами в ней в связи с быстро изменяющимся финансовым законодательством можно обнаружить какие-то но-вые стороны, грани, которые ранее не исследовались, мимо которых другие исследователи прошли мимо. Дипломные и магистерские сочинения могут характеризоваться глубиной анализа, использованием специфического финансово-правового понятийного аппарата, выделением теоретической и практической частей сочинения, использованием исторического, исследовательского и других методов познания.
Нужно сказать, что приобщение студентов к научной деятельности следует начинать с курсовых сочинений, работа над которыми прививает навыки пользования нормативными правовыми актами и научной литературой, приучает грамотно и логически правильно излагать свои мысли. Одним словом, приучает к тому, что должны позже делать студенты, работающие над дипломной работой и магистерской диссертацией, а в дальнейшем аспиранты и докторанты.
Письменное сочинение, выполненное студентом в юридическом вузе, является самостоятельной работой. И курсовое сочинение, и дипломная работа, и магистерская диссертация выполняются лично студентом. Студенческая самостоятельность проявляется уже при выборе темы, т.е. на первых подступах к написанию письменной работы. Студент вправе избрать из списка тем по финансовому праву, утвержденных кафедрой, тему, наиболее отвечающую его интересам; более того - тему, которая не вошла в перечень утвержденных, но вписывается в предмет финансово-правовой науки.
Признак самостоятельности написания студентами письменных работ (курсовых, дипломных) признавался всеми видными специалистами по вузовскому образованию и закреплялся соответствующими нормативными актами. Крупный специалист в области высшего образования профессор С И. Зиновьев определял курсовую работу как самостоятельную учебную и научную работу, выполняемую студентами юридических, экономических и библиотечных вузов. В Положении о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования РФ указывается: «Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием».
Не нужно забывать, что студенты – первокурсники - это взрослые люди 18-20 лет, поступившие после школы в высшее юридическое заведение, чтобы в отсутствие пап и мам самостоятельно получить профессиональное образование. Самостоятельная работа является для студента необходимым элементом учебного процесса, но она неотделима от самостоятельной научной деятельности. Приобщение студента к самостоятельной научной деятельности имеет место при слушании лекции профессора и ее конспектировании, в ходе подготовки к семинарскому занятию, в процессе подготовки к сдаче экзамена и т.д. Однако своеобразие такой деятельности заключается в том, что она проходит в вузовских аудиториях, разумно регламентируется и протекает под педагогически тесным и целесообразным контролем, причем степень самостоятельности здесь также разумно ограничена. Степень научной самостоятельности студента резко возрастает в процессе работы студента над курсовым или дипломным сочинением, так как эта работа осуществляется главным образом в библиотеке и в домашней обстановке.
Важным признаком квалификационного сочинения (выпускного - в особенности) является необходимость его публичной защиты перед комиссией, в процессе которой студент - автор в кратком вступительном слове говорит о его содержании и выводах. Публичная защита - это защита, совершающаяся в присутствии других людей, открытая, гласная. Введение подобной процедуры в средневековых университетах Западной Европы, имевшей отношение к диссертационным работам, имело исключительно важный резон: диссертация должна была быть подготовленной лично соискателем на звание магистра наук или доктора наук, так как в процессе публичной защиты университетским Советом оценивалась не только представленная письменная работа, но и личность соискателя. В XIX-XX вв. признак публичности распространился на внутривузовские научные сочинения - курсовые и дипломные работы. В настоящее время в Российской Федерации процедура публичной защиты в юридическом вузе распространяется на курсовые, дипломные, бакалаврские работы и магистерские диссертации.
Курсовую работу студент защищает публично перед специальной комиссией, создаваемой кафедрой и с обязательным присутствием научного руководителя. Устному слову студента предшествует рецензирование, к которому привлекается преподаватель кафедры, а также аспиранты. В рецензии оценка работы в баллах не дается, а указываются ее достоинства и недостатки, в том числе грамматические. В предоставленном слове студент в течение 5-6 минут говорит о главных положениях и выводах своей работы, выражает отношение к замечаниям рецензента и отвечает на задаваемые устно вопросы членов комиссии и присутствующих. Защита завершается коллегиальной дифференцированной оценкой комиссии, которая учитывает как качества выполненной письменной работы, так и научные способности студента.
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений РФ процедура публичной защиты обязательна для выпускных квалификационных работ: дипломных, бакалаврских, магистерских. В п. 15 ст. 4 Положения говорится: «Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третьей ее состава». Однако детальный порядок проведения процедуры публичной защиты выпускных квалификационных работ устанавливается высшим учебным заведением.
Защита дипломной работы проходит в открытом заседании государственной аттестационной комиссии и осуществляется в определённой последовательности. Вначале председатель комиссии предоставляет слово студенту - выпускнику, который в течение 7-10 минут кратко говорит о содержании и выводах работы, используя при этом материалы презентации.
После этого студенту - автору работы обычно задают вопросы, на которые он может отвечать сразу или же, записав, дать ответ на них в заключительном слове. Присутствующий на защите научный руководитель, как правило, не выступает, однако ему может быть предоставлено слово для оценки работы своего подопечного. Выступающий после научного руководителя рецензент оценивает работу, отмечая положительные стороны и указывая на ее недостатки. Так как защита является публичной, то в обсуждении дипломной работы могут принять участие присутствующие в аудитории преподаватели и студенты. В заключительном слове студент - дипломник высказывается по сделанным замечаниям и выражает за них благодарность.
Порядок защиты бакалаврской работы в целом аналогичен порядку, установленному для дипломных работ. Порядок публичной защиты магистерской диссертации, как он расписан в Положении о магистерской диссертации, принятом Московской государственной юридической академией им. О.Е. Кутафина, - более сложный и ответственный-. Защита магистерской диссертации носит характер научной дискуссии. Студент магистратуры выступает с докладом, содержащим основные выводы научного исследования, имеющие элементы но в и з н ы. При оценке диссертации учитываются такие обстоятельства как качество доклада на защите диссертации; правильность и полнота ответов на вопросы, заданные во время защиты; актуальность темы исследования; самостоятельность исследования; грамотность и логика изложения материала в диссертационном исследовании.
Публичная защита студентом научного сочинения по финансовому праву, - квалификационного или выпускного квалификационного, - выступает заключительным актом учебно-научного ритуала, означающего: перевод студента на следующий курс юридического вуза; посвящение студента в выпускника - профессионала умеющего работать по приобретенной специальности: признание о наличии у студента умений и навыков, присущих научному работнику.
Публичная защита курсовой, дипломной, магистерской работ выступает также актом сотворчества студента как автора письменного сочинения и его научного руководителя, актом их взаимодействия. Студент - автор в ходе публичной защиты «солирует», выступая с кафедры и излагая научные положения, вступает в диалог с присутствующими, представляет членам комиссии не только написанную работу, но и показывает себя как личность, которая достигла должного профессионального, научного и общекультурного уровня. Однако эти достижения возможны, как правило, при условии направляющей и консультирующей роли научного руководителя.
Научное руководство выполнением письменной работы в юридическом вузе, предусмотренной образовательным стандартом, - еще один ее существенный признак. В научном руководстве заключается глубокий и вечный смысл сократовской «маевтики» (наставничества): роль учителя, по Сократу, подобна роли повивальной бабки. Учитель должен не рождать за ученика, но только помогать научным родам ученика, быть корректором рожденного учеником знания. Миссия научного руководителя - дать толчок, сообщить направление, следуя которому ученик - студент сам откроет и обоснует новые положения. Научное руководство - это помощь студенту, но помощь, которую студент принимает и с которой он согласен.
Между тем, в современной высшей школе студента слабо приобщают к науке, акцентируя внимание на обучении и успеваемости. Профессор В.М. Сырых, справедливо упрекая высшую школу за это, пишет: «За годы учебы в вузе студент, каким бы талантливым он ни был, знаний, навыков и умений, необходимых для научной работы, он не получит, поскольку в вузе всерьез не учат». Думается, это мастерству научной деятельности следует учить индивидуально, начиная с первого курса, с момента, когда студент выбирает тему курсового сочинения и за ним кафедра закрепляет научного руководителя. Специфика научного руководства выполнением письменной работы студентом состоит в том, чтобы дать возможность последнему в наибольшей степени проявить творческую самостоятельность в процессе работы и вместе с тем использовать весь научный капитал (опыт, навыки, знания) научного руководителя.
Помощь студенту со стороны научного руководителя необходима, особенно в самом начале работы при выборе студентом темы письменного сочинения, составлении плана, при выборе методов исследования. Заметим, что такая помощь необходима не только студентам 1-2 курсов, работающим над научно-методическими курсовыми работами, но и студентам, имеющим опыт научной деятельности и работающим над более сложными по содержанию письменными сочинениями – научно-исследовательскими курсовыми работами, дипломными работами и магистерскими диссертациями,
С учётом охарактеризованных признаков письменное сочинение по финансовому праву, предусмотренное образовательным стандартом, можно определить как научное изложение студентом - юристом своих мыслей по избранной финансово-правовой    теме, публично защищаемых перед комиссией с участием научного руководителя и сообщением мнения рецензента. Курсовые, дипломные (бакалаврские) и магистерские работы образуют систему основных сочинений в юридическом вузе, направленную на максимальное приобщение студентов к научной деятельности.
Система основных научных сочинений в юридическом вузе с характеристикой каждого элемента. Начнем с характеристики курсовой работы по финансовому праву, выполняемой студентом на 3-ем курсе юридического вуза.
Курсовая работа, как вид учебного занятия предусмотрена п. 42 ст. 3 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утв. Правительством РФ от 14 февраля 2008 г. Курсовая работа потому и называется курсовой, что в обязательном порядке готовится каждым студентом в течение учебного года по дисциплинам, по которым читались лекции и проводились семинарские занятия. Ни в российском образовательном праве ни в монографиях и статьях, освещавших этот вид учебных занятий в вузе, курсовые работы не называются квалификационными. Понятие «квалификация», если обращаться к академическому словарю русского языка, означает, степень подготовленности к какому-либо виду деятельности. Написание курсовой работы и ее успешная защита есть акт, свидетельство того, что студент усвоил предусмотренную учебной программой сумму юридических знаний и подготовлен к тому, чтобы быть переведенным на следующий курс. По существу курсовое сочинение является квалификационным, но не выпускным, отличаясь этим моментом от дипломной (бакалаврской) работы и магистерской диссертации.
Процесс написания студентом курсового сочинения по финансовому праву выполняет главным образом две функции. Во-первых, происходит углубление полученных финансово-правовых знаний на лекциях и семинарских занятиях. Так, после цикла лекций по бюджетному праву студент консультируется с преподавателем - лектором и выбирает тему курсовой работы «Исполнение бюджета как основная стадия бюджетного процесса». Обстоятельный анализ материала данной темы приводит к углублению, расширению понимания одного из узловых вопросов финансового права.
Во-вторых, работа над материалами темы приобщает студента к научному мышлению, вырабатывает у него навыки самостоятельного обобщения собранного материала, умения анализировать источники бюджетного права, побуждает читать работы С.А. Котляровского, М.И. Пискотина, Н.И. Химичевой и других крупных финансистов - бюджетников. И еще: учит правильно оформлять написанную курсовую работу.
Обе функции тесно связаны между собой, слитны и направлены на то, чтобы студент умел научно выражать свои мысли и учился самостоятельно думать. Поэтому правильнее называть курсовую работу не «самостоятельной учебной работой», а самостоятельной научной работой.
Кроме того: правильнее именовать данный вид письменных сочинений не «курсовая работа», а «курсовое сочинение». Такое наименование точнее бы отражало существо данного вида вузовского обучения и нацеливало автора на творческий и самостоятельный подход.
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz