Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 29.03.2024, 09:58
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2013, № 12
 
Кабинет методиста
 
Руководство работой студента-юриста над научным сочинением по финансовому праву.
Методологические аспекты
 
© К.С.Бельский
 
Продолжение, читать сначала
 
Курсовые сочинения по степени сложности в юридическом вузе можно подразделить на две группы: научно-методические, выполняемые студентами на младших курсах, 1-2-ом, и научно-исследовательские, выполняемые на старших, 3-4-ом курсах, когда читаются лекции и проводятся семинарские занятия по финансовому праву. Руководство научно-методическими курсовыми работами обязывает научного руководителя проявлять повышенное внимание к студентам младших курсов, не имеющих опыта и навыков научного исследования. Их необходимо научить правилам написания научных курсовых работ: навыкам построения структуры научного сочинения, логике изложения собранного материала, умению делать выводы, умению использовать наиболее элементарные методы научного исследования, в первую очередь исторический и формально-догматический методы. Научно-методические курсовые работы в большей степени имеют реферативный характер и выполняются студентами, как правило, с использованием книжных знаний путем пересказа положений других авторов, в частности, историков права. Например, курсовое сочинение на 1-ом курсе по истории государства/И права на тему «Реформы Солона в Афинах в 6 в. до н.э.» может быть компилятивным, но его научность будет определяться структурностью, логикой изложения материала, наличием введения, собственных выводов, библиографии.
Научно-исследовательски е курсовые сочинения, выполняемые студентами старших курсов, представляют работы, являющиеся более сложными по избранной теме и по содержанию. На 3-4 курсах студент уже умеет находить и анализировать нормативные акты, оперировать доказательствами, знает логические законы, его научная зрелость определяется собственной позицией в подходе к чужим, но авторитетным мнениям известных ученых. Студент - старшекурсник умеет использовать ряд научных методов: исторический, формально-догматический (юридический), социологический. Он имеет хорошее представление о теоретических и практических знаниях. Отсюда курсовые сочинения по финансовому праву, которые пишутся на старших курсах «по уровню выполнения должны приближаться к научным исследованиям, носить творческий характер». Курсовые сочинения на старших курсах юридического вуза правильнее называть научно-исследовательскими. А потому и курсовые работы по финансовому праву следует относить к научно-исследовательским сочинениям. Например, курсовая работа на тему «Государственная пошлина как правовая категория» является научно-исследовательской, требующей не только чисто теоретических (книжных) подходов для ее раскрытия, но и применения формально-догматического и финансово-социологических методов. Научно-исследовательское курсовое сочинение должно представлять собой компактное и систематизированное изложение финансово-правовых знаний на основе определенного минимума научных, законодательных и социологических источников. В текст курсового сочинения могут быть включены различные таблицы, диаграммы, иллюстрирующие те или иные положения данного исследования.
Уникальное значение письменного курсового сочинения состоит в том, что подлинно научное мышление и научный интерес к какой- либо отрасли права зарождаются у студента в процессе его написания. Этот стартовый аспект, который в отдельных случаях бывает судьбоносным, нельзя игнорировать. Представляется, что по профилирующим отраслям права, - конституционному, гражданскому, уголовному, административному и финансовому, - следовало бы разрешить студентам писать по две курсовые работы.
Дипломная работа - это письменное выпускное квалификационное сочинение, обязательное для выполнения студентом юридического вуза. Понятие «выпускная» означает, что это итоговая работа, написание кото-рой и успешная защита знаменуют освоение автором в полном объеме основной образовательной программы, присуждение ему звания «специалист» (бакалавр) и окончание юридического вуза, готовность работать по полученной специальности.
Дипломная работа является по своему содержанию масштабным научно-исследовательским сочинением. Студент ко времени ее написания - это уже зрелый и самостоятельный молодой человек, который имеет опыт выбора интересной для него темы, подбора по теме соответствующей литературы, хорошо знаком с методами научного исследования и методикой написания письменных работ, чувствует себя на корабле науки не юнгой, а опытным матросом. После курсовой работы он вполне готов к написанию более крупного и многостороннего письменного сочинения, которым является дипломная (бакалаврская) работа.
Технологически в работе студента сначала над курсовым сочинением, а затем над дипломным сочинением много общего: в структурировании, содержании и использовании методов научного исследования. Тема дипломной работы по финансовому праву может совпадать с темой курсовой работы. Например, с темой «Финансовая система Российской Федерации», которую студент писал на 3-ем курсе обучения. Однако в процессе работы над дипломным сочинением происходит более интенсивное, продолжительное по времени и боле плотное приобщение студента к науке. В отличие от курсового сочинения дипломное должно представлять по своему содержанию более глубокую и многостороннюю разработку финансово-правового вопроса. Темы финансово-правовой науки «Финансовая система РФ», «Метод финансового права», «Правовое положение целевых бюджетных фондов в Российской Федерации» могут быть темами как курсовых, так и дипломных работ. Но глубина и ширина затрагиваемых вопросов, постраничный объем курсового и дипломного сочинения должны быть разными. В дипломной работе должны присутствовать не только серьезные обобщения теоретических положений, но и анализ практики, социологические исследования познаваемого объекта. При написании дипломного сочинения студент не ограничивается знакомством с современной отечественной финансово-правовой литературой, но изучает по теме дореволюционную и зарубежную. Сравнивая дипломное сочинение с курсовым, известный советский теоретик права Л.С. Явич писал: «Все сказанное приводит нас к мысли, что дипломная работа отличается от курсовой, прежде всего, большей степенью самостоятельности, более широким кругом рассматриваемых вопросов, большей глубиной анализа теоретических положений и практики». Тема курсовой работы выбирается студентом, как правило, в первом семестре, но процесс ее написания охватывает чаще всего второй семестр учебного года. На глубокое обдумывание исследуемой проблемы у студента недостаточно времени. Напротив, тема дипломной работы выбирается заранее и над ней студент трудится в течение года. Именно при написании дипломной работы становится «мысль мыслящей», приобретая прекрасную интеллектуальную тренировку.
Дипломное сочинение по финансовому праву - это самостоятельное оригинальное научное исследование студента, в котором он показывает свое умение обосновывать научные положения, использовать финансовое законодательство, критически относиться к научным мнениям авторитетных ученых, владеть финансово-правовой терминологией. Автор дипломной работы по финансовому праву - это студент, который с помощью научного руководителя, но самостоятельно, может осуществлять сбор материала по теме, систематизировать его по главам и параграфам, излагать его понятно, логично, научно. От студента, работающего над дипломным сочинением, нельзя требовать новизны в полученных знаниях, хотя это и желательно.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 г. установил два уровня высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратуру. Данный закон является обязательным для всех вузов с 1 сентября 2009 г. Согласно государственному образовательному стандарту предусматривается в завершающем году бакалавриата написание студентами выпускной квалификационной бакалаврской работы; в завершающем семестре магистратуры написание студентами выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации. О бакалавской работе в законодательстве сказано в самых общих словах. В Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ сказано: «Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения». Можно предполагать, что в системе основных научных сочинений в юридическом вузе бакалаврская работа заменит дипломную, но будет ей уступать в объеме. Что касается магистерской диссертации, то задачи, порядок утверждения тем, требования к ее содержанию и к методам исследования достаточно четко и подробно расписаны в нормативных актах, принятых высшими учебными заведениями.
Работа над магистерской диссертацией является обязательной составной частью научно-исследовательской работы студента магистратуры. В Положении о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования РФ магистерская диссертация определяется как самостоятельное научное исследование, выполняемое под руководством научного руководителя, а для магистерской работы, выполняемой на стыке двух отраслей права, - с возможным привлечением двух научных руководителей. Например, в науке финансового права такой может быть магистерская диссертация на тему: «Взаимодействие финансового права и гражданского права».
Требования к содержанию магистерского сочинения в целом аналогичны требованиям, предъявляемым к дипломным работам. В процессе написания магистерской диссертации студент магистратуры должен продемонстрировать достаточно высокий уровень научной подготовки, профессиональное владение теорией финансового права и практическими знаниями в области бюджетной, банковской, налоговой и другой деятельности.
Однако при близком соседстве и даже сходстве с дипломным сочинением к магистерской диссертации предъявляются более повышенные требования. В Положении о магистерской диссертации, утв. Приказом ректора МГЮА им. О.Е. Кутафина от 28 сентября 2010 г. указывается, что целями при написании магистерской диссертации должно быть: «обобщение и систематизация знаний, навыков и умений студента, приобретенных за время обучения в магистратуре ... внесение элементов практической, научной или методологической новизны (творческой самостоятельности) в разработанность выбранной темы на основе результатов проведенного исследования (анализа)». Требование научной новизны, предъявляемое к магистерским диссертациям отличает ее от дипломных работ и вплотную приближает к кандидатской диссертации.
Обзор всех научно-исследовательских обязательных сочинений по финансовому праву показывает, что в этой многоступенчатой системе начальным элементом является курсовое сочинение на 3-4 курсах юридического вуза, содержащее в себе подобно семени все сущностные качества, которые будут развиваться и развертываться в последующих структурно и интеллектуально более сложных внутривузовских и послевузовских сочинениях: дипломном, магистерском, кандидатском и докторском. Системный подход к обязательным письменным сочинениям по финансовому праву (и другим отраслям права) свидетельствует о том, что пренебрежительное отношение к курсовым работам, в конечном счете, сказывается на качестве кандидатских и докторских диссертаций, подтверждая определение, кото-рое дал системе французский мыслитель Кондильяк: «всякая система есть не что иное, как расположение различных частей какого-ни-будь искусства или науки в известном порядке, в котором они все взаимно поддерживают друг друга и в котором последние части объясняются первыми».
Интеллектуальные особенности письменного научного сочинения по финансовому праву в юридическом вузе. Письменное сочинение (курсовое, дипломное бакалаврское, магистерское), предусмотренное образовательным стандартом и выполняемое студентом под руководством научного наставника, обладает особыми качествами, сильно воздействующими на личность пишущего.
Процесс написания крупного сочинения учит студентов, а в равной степени - аспирантов и докторантов, приводить мысли и знания в систему, логически правильно располагать собранный научный материал, грамотно излагать и обосновывать научные положения, литературно правильно строить фразу и слог, отвечать за написанное слово. Написанное слово принадлежит не только его автору, но и читателю, который это слово воспринимает, а потому значение его не только в том, что оно имеет определенный смысл для пишущего, но и в том, что оно способно иметь смысл вообще, доступный каждому, кто стал читать статью или написанную книгу. У студента таким образом развивается чувство ответственности за свои мысли и слова, если они ложатся на бумагу.
В процессе работы над курсовым или дипломным сочинением, магистерской работой у студента постепенно вырабатываются качества хорошего литературного вкуса, умение подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие мысль и умение построить научное повествование не только логично, но и изящно. Стилю повествования учатся в первую очередь при чтении отлично написанной научной литературы. Поэтому И.Е.Фарбер справедливо советует студентам, работающим над письменным сочинением, делать выписки из читаемых по теме книг и статей, если к тому же они написаны мастерами слова. Из тех крупных ученых, кто писал по финансовому праву и прекрасно владел словом, следует обращаться к таким ученым дореволюционного и советского времени как В.А. Лебедев, Э.Н. Берендтс, И.Х. Озеров, С.А. Котляровский, Е.А. Ровинский, М.И. Пискотин и др. Но чтение, делание выписок из прочитанных и просмотренных книг, запоминание выписанных фраз находит закрепление в процессе написании студентами письменных сочинений по финансовому праву. Именно написание письменных сочинений в юридическом вузе в максимальной степени способствует тому, чтобы студенты научились четко, кратко, грамотно, логично излагать свои мысли. Это студенту необходимо в будущем как юристу - практику, работа которого может быть связана с написанием постановлений, решений, актов. Но такой опыт ему будет необходим в будущем и как преподавателю - ученому.
Другая важная особенность процесса написания письменного научного сочинения заключается в том, что он способствует углубленному пониманию вопросов избранной темы и приобретению студентом того, что А.И. Герцен называл «умственным совершеннолетием». Работа над научным сочинением (курсовой, дипломной, магистерской работами, а в дальнейшем над диссертацией) развивает как наглядно-образное, так и понятийное, абстрактно-теоретическое мышление у студентов. Многое при этом зависит от выбора темы научного сочинения, которая по своему умственному потенциалу имеет суверенное значение и влияет на расширение кругозора студента, выработку системного мышления, влияет на мышление, как в положительном, так и в отрицательном отношениях. Недаром древнегреческий писатель Плутарх глубокомысленно заметил: как глазу нравится цвет, который своим блеском и приятностью живит и укрепляет зрение, так и ум надо направлять на предметы изучения, развивающие, а не отупляющие его.
Процесс написания обстоятельного научного сочинения учит логично мыслить, рассуждать и доказывать, самостоятельно думать, изучать проблему со всех сторон. Смысл и сущность самостоятельного написания сочинения в школе, в вузе, в сфере послевузовского образования заключается в усовершенствовании умственных способностей как чисто психических способностей. Прибегая к метафоре, скажем так: написание курсового сочинения в юридическом вузе, как и других научных сочинений (дипломного, магистерского) решает задачу усовершенствования ума студента также как гимнастика совершенствует мускулы и органы тела, хотя это и возможно вообще только в известных границах.
Анализ интеллектуальных особенностей был бы неполным, если не сказать о самом процессе написания научного сочинения. Выбор темы, составление плана работы, подбор литературы, систематизация собранного материала, непосредственный процесс написания сочинения, мучительно трудный и вместе с тем радостный по результатам, - все это вместе взятое оказывает нередко огромное воздействие на рост личности студента, так что он постепенно втягивается в научную деятельность, приобщается к науке органически и, если он талантлив, то в перспективе не видит себя вне этой деятельности. Сам процесс написания научного сочинения может разбудить дремлющие научные дарования студента.
 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz