Интернет-издательство «Контрольный листок»
Воскресенье, 01.12.2024, 07:17
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1167
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2014, № 1
 
Актуальная тема
 
Семья как важнейший социальный институт
 
© Х.Г. Юсупова, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево
 
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодёжи, распространение в детской среде саморазрушающего поведения. Это приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, некоторые семьи не проявляют достаточной заботы о своих детях, не выполняют родительских обязанностей, нередко сами создают условия, опасные для жизни и развития детей.
Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы. К семьям с открытой формой неблагополучия можно отнести конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) — это внешне респектабельные семьи, однако ценностные установки и поведение родителей в них расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Быстрое изменение социальных стереотипов, трансформация моральных ценностей, рост психоэмоциональных перегрузок, усиление кризисных явлений в семье способствует формированию негативных тенденций, среди которых особенно выделяются возрождение детской беспризорности как социального явления и ее рост, резкий рост социальной дезадаптации детей, ранняя алкоголизация и наркомания, аморальное поведение, противоправные действия, обострение проблем социального сиротства, увеличение числа детей, ставших жертвами преступного посягательства, эксплуатации и сексуального насилия, рост детской и подростковой преступности и т.п.
Преступное поведение детей становится в настоящее время одной из проблем, приобретающих глобальный характер.
Выросшие дети-сироты, социальные сироты, не имея жизненных навыков, как правило, живут за чертой бедности. Только 10 % находят место в жизни. Сироты часто повторяют судьбу своих родителей. И их дети также попадают в детские дома, расширяя поле социального сиротства. Данный контингент детей отличается дезадаптацией, десоциализацией, деструктивным поведением.
Современная официальная статистика не может отразить реально существующее число детей, которые хотя и живут дома, но, по сути, предоставлены сами себе, лишены родительской заботы и внимания. Это явление получило название скрытого сиротства, а такие дети составляют группу риска по социальному сиротству. В таких семьях нарушены детско-родительские отношения, остро ощущается недостаток внимания, любви и уважения к личности ребенка со стороны взрослого. В школе некоторые педагоги негативно относятся к таким детям, в результате чего их отвергают сверстники. Итогом ситуации становится социальная дезадаптация детей и подростков, проявляющаяся в непосещении школы, в общении с асоциальными компаниями сверстников и других девиациях.
Как считают Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульга, И.Ф. Дементьева, в трудностях поведения детей очень часто отражаются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами доказано, что большинство родителей, имеющих трудных, проблемных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка.
Это происходит очень рано и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне естественный. Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада. Ребенок чутко улавливает даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей и обиды. Обычно дети привязаны к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
Работа с неблагополучной семьёй может проводиться поэтапно.
Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества, что происходит в ходе бесед, проводимых как в школе, так и во время посещения ученика на дому, в ходе знакомства с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, то можно переходить ко второму этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказать органы внутренних дел, отдел по охране прав детства и т.п.
Этап 2. Изучение семьи состоит: а) в социально-педагогической и психологической диагностике семьи (изучение микроклимата семьи, стилей воспитания; уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего; выявление материального обеспечения и жилищно-бытовых условий; изучение взаимоотношений между взрослыми в семье; применение методов и приемов воспитательного воздействия); б) в диагностике причин семейного неблагополучия (с этой целью используются методы психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.п.), осуществляется обследование жилищно-бытовых условий и анализ информации о семье из документации).
Этап 3. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
Этап 4. Выбор форм и методов работы с семьей в зависимости от ведущей причины неблагополучия.
Этап 5. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
Также в работе с неблагополучными семьями используются такие психолого-педагогические методы, как метод поиска ресурсов, метод выстраивания будущего, прошлых воспоминаний. Приведем основные вопросы, ответы на которые полезно обсудить вместе с родителями: «Что будет с вашей семьей через год, через пять лет?», «Что в вас самих может помочь вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из вашего ближайшего окружения может изменить вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?»
Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья относится к категории самой неблагополучной. Жизнь детей в социально-педагогических учреждениях не может заменить ему опыт семьи и родительскую любовь. Дети по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.
 
Рекомендуемая литература
 
Словарь по социальной педагогике: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
Олиференко Л.Я., Шульга ТЖ., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
Работа с родителями / Под ред. М.П. Осиповен, Г.А. Бутрима. Минск: Экоперспектива, 2003.
Семёнов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями // Воспитание школьников. 2003. № 1.
 
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz