Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 29.03.2024, 18:15
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2013, № 11
 
Актуальная тема
 
Сессия оптом и в розницу
 
© Ирина Ивойлова
 
В российских вузах закончилась сессия. Сдавали ее студенты по-разному. Одни корпели над учебниками и лекциями. Таких, к счастью, большинство. Другие же пытались или «купить» хорошую оценку, или, что еще хуже, выбить ее из преподавателя угрозами.
 
Извольте получить на лапу
 
Ни для кого не секрет, что есть такие учебные заведения, где нерадивые студенты каждую сессию изрядно вытряхивают свои кошельки, оплачивая преподавателям несданные зачеты и экзамены. На многих сайтах висят рейтинги вузов по размерам взяток. На форумах обсуждается, кто из студентов кому, сколько и за что дал взятку.
В одном из рейтингов на первом месте оказался Дальневосточный университет. «Ничего удивительного, - пояснил мне знакомый преподаватель. - В Москве, Санкт-Петербурге вузов много. Не получилось договориться в одном, перейдешь в другой. А там вузов мало, поэтому те, кто не могут взять умом, берут купюрами».
Зато в Москве, к примеру, уже дошло до того, что взятки за зачеты и экзамены особо продвинутые студенты теперь предлагают оптом и в розницу! Когда мне об этом рассказала преподаватель демографии солидного вуза, я не поверила - так неправдоподобно это звучало: «Зачет оптом, со всей группы, дешевле, по 50 долларов с человека. В розницу могут предложить 100-150 долларов. Экзамен стоит 500 у.е. И мало кто из преподавателей отказывается брать».
Сама она денег не берет принципиально. Во-первых, как она объяснила, ее это унижает. Во-вторых, считает, что деньги можно брать только за труд, если, к примеру, просят написать реферат или диплом. А в-третьих, может заработать по-честному - пишет на заказ диссертации. Предлагают же взятки каждую сессию.
 
Зачет любой ценой
 
Есть и другие, куда хуже методы воздействия на преподавателей. О них вузовские педагоги рассказывают неохотно. Потому как стыдно. И за студентов, и за себя, ведь в большинстве случаев приходится уступать.
«Лучше поставьте зачет. Или хотите, чтобы к вам домой пришли?» - пригрозил студент 4-го курса преподавательнице истории столичного вуза. Женщина двадцать лет проработала в институте, но с подобным столкнулась сама впервые. Зато была наслышана о других историях. Посмотрев внимательно в глаза сидевшего напротив парня, она поняла - угроза может оказаться не пустой. И поставила.
Николай Ф., сотрудник одного из известных российских торговых вузов, рассказал, как отомстили студенты несговорчивому 73-летнему педагогу, который был слишком строг и не хотел ставить незаслуженные оценки. Так вот, симпатичная девица обвинила его в... домогательстве. Дескать, она отказала и стала «жертвой». «Развратнику» объявили бойкот. Дело дошло до ректората. Устав объясняться, едва ли не в предынфарктном состоянии от потрясения преподаватель плюнул на все и уволился. А студентам-лоботрясам сошло с рук.
Сейчас в этом вузе принципиальную борьбу с двоечниками ведет только один педагог. Этому человеку больше 80 лет, он ветеран войны и по общим правилам играть не желает.
Спрашивается, почему преподаватели не обращаются в милицию? «Доказать тут практически ничего невозможно, - говорят они. - Здоровье дороже допросов, а ректорату выносить сор из избы и вовсе ни к чему».
 
Ошибка в контрольной
 
Такое хамское отношение к педагогам - «зачем учить предмет, если можно конверт сунуть или пригрозить?» - формируется еще со школьной скамьи. «Что скрывать, сегодня в нашем обществе стало чуть ли не модно выяснять отношения с учителями. В Петрозаводске в одну из школ пришлось вызывать наряд милиции. Двое старшеклассников принесли с собой нож и на уроке, размахивая им, стали выяснять отношения с педагогом. В Ульяновской области подобные конфликты стали настолько частыми, что местные депутаты обратились к сотрудникам милиции и попросили активизировать работу комиссий по делам несовершеннолетних.
В маленьком башкирском поселке Верхние Киги ученик старших классов, известный в школе разгильдяй, отказался идти на урок физкультуры. У педагога сдали нервы. Он повысил голос и встряхнул хорошенько парня за капюшон куртки. Тот, видимо, ударился головой о стену. А может, и нет, кто теперь скажет? Но районная прокуратура поначалу настаивала на том, что физкультурник - самый настоящий садист. Педагогический коллектив встал на сторону коллеги, да и сам учитель чувствовал себя правым, не побоялся разбирательства. В результате выяснилось: не виноват.
Одна из учительниц этой школы, попросив не называть своего имени, открыла теневую сторону конфликта: «Родители ученика стали требовать от учителя деньги за то, чтобы погасить скандал. Он платить отказался, вот и пошло-поехало... Парень потом признался, что оговорил физкультурника с подсказки родителей. Сейчас этот мальчик учится в другой школе».
Обвинения в садизме, шантаж, клевета, суд - кажется, что речь идет не о школе, а об очередном боевике или «ужастике». Думаете, кто-нибудь извинился потом перед физкультурником? И не подумали! В школе мне сказали: мы рады и тому, что утих скандал.
 
О пользе наказания
 
Сегодня много говорится о падении престижа учительского труда. Смена общественных ценностей с духовных на сугубо материальные, и как следствие - нищенские зарплаты учителей, низкая педагогическая культура сделали свое пагубное дело. Педагоги в ответ на угрозы, клевету и обвинения даже не пытаются себя защитить. Они почти никогда не обращаются за помощью к милиции. Только ведь в правовом обществе защищены права каждого, а не только тех, кто моложе 16 лет. И механизмы, с помощью которых можно поставить на место зарвавшегося юнца, в законодательстве есть. Только вот российские учителя о них, похоже, не знают.
В отличие от своей украинской коллеги Татьяны Носко, преподавательницы из Мариуполя, когда десятиклассник послал ее на три буквы, она решила действовать по Макаренко: воспитание через наказание. Она сама написала заявление в суд.
- Посоветовалась с директором, с коллегами, они меня поддержали, - поделилась со мной учительница. - Иди, говорят, спасу нет от этой матерщины. Ведь до чего дошли? Снимают на камеру мобильного, как изгаляются над учителем!..
Следствие в Мариуполе длилось полгода. Все это время хулиган ходил гоголем. Но когда услышал приговор суда - публичные извинения и штраф в 1000 гривен, сразу сник. Извинения Носко приняла, а сумму штрафа попросила уменьшить до 400 гривен (что-то около 80 долларов). Семья у парня небогатая, да и не в сумме дело. Важно показать, что за свои слова и поступки должны отвечать не только учителя, но и ученики. По распоряжению местного управления образования во всех 68 мариупольских школах прошли открытые уроки на эту тему.
О том, чтобы в России хоть один учитель подал в суд на ученика, я ни разу не слышала. Это же самое касается вузовских педагогов. А двоечники потом заканчивают вузы с красными дипломами, идут в экономику, строительство, медицину. Это они проектируют здания, которые рушатся через несколько лет, ставят неправильные диагнозы и делают неудачные операции. Только вот кто даст гарантии, что на операционный стол к двоечнику не попадет его педагог, за взятку поставивший «отлично» на экзамене по хирургии?
 
Комментарии
 
Владимир Голубев, адвокат коллегии адвокатов «Закон и человек»:
 
- Преподавателям не надо бояться обращаться в милицию. Ряд угроз попадает в разряд уголовно наказуемых деяний - по статье 119 УК можно получить срок до 2 лет. Иногда педагоги не идут в милицию потому, что у них не бывает свидетелей: угрожают-то обычно один на один. Но опытный оперативник сумеет доказать факт угрозы. Я бы хотел посоветовать педагогам постараться записать разговор на пленку или снять на камеру мобильного телефона. Не надо скрывать то, что вам угрожают. Наоборот, лучше, чтобы об этом знали в коллективе. Если дело дойдет до суда, такие сообщения будут дополнительными доказательствами в пользу педагога. Можно позвонить родителями студента, поставить их в известность.
Закон защищает и школьных учителей. С заявлением в милицию можно обратиться на любого ученика, независимо от его возраста. Если ему нет 14 лет, к уголовной ответственности его привлечь нельзя, но вместо него можно призвать к ответу родителей. После 14 лет за ряд преступлений предусмотрено и уголовное наказание. Кроме того, хулигана можно отправить на учебу в специальные учебные заведения - это решает комиссия по делам несовершеннолетних. И заявление от педагога об угрозах, побоях может сыграть решающую роль.
 
Владислав Крапивин, детский писатель, преподаватель Тюменского госуниверситета:
 
- Мне кажется, неуважение к педагогам - отражение нынешнего состояния общества. Происходит деградация духовных ценностей. Они даже объявлены чем-то мешающим процветанию, развитию благополучия в государстве. Сейчас даже первоклашки считают, что силой можно многого добиться. Мне рассказывали такой случай: пришли дети на линейку, один мальчишка стал пинать других, причем ботинком по икрам, щиколоткам, чтобы было больнее. Учительница его спрашивает: «Почему ты так себя ведешь?» - «Папа сказал, что надо быть сильнее всех, чтобы тебя боялись!»
Иметь, а не уметь - это сейчас считается нормой. Я думаю, что возврат к прежним ценностям возможен, иначе общество просто задохнется в атмосфере безнравственности.
 
Примечание редакции ко второму комментарию: к сожалению, дело сложнее. Деньги на счету превратились в аналог бонусных баллов, причём несгораемых, когда при накопленной сумме можно получать что угодно совершенно бесплатно (то есть за чужой счёт; попросту перехода денег не происходит). То есть неправедно разбогатевшие уже хотят не только чтобы для них наказуемое было безнаказанным, они хотят получать платное бесплатно (безнаказанность всё же платная, хотя и негласно). Собственно, речь идёт о постсоветском распределительстве. Кроме того, реально сильные лишены права на применение силы для защиты (их как бы «придерживают», позволяя более слабым, но при этом более жестоким издеваться над ними), к тому же поощряется агрессивное насилие и пресекается применение насилия справедливого - в оборонительных целях.
Очевидно, ведётся всеобщая травля именно добросовестных и ответственных людей, но с тем, чтобы они при этом продолжали работать на худших условиях (так как при всеобщей безответственности система просто разладится и остановится).  Эти люди неугодны доминирующему меньшинству, но представители последнего и управляемая ими толпа ещё не потеряли остатки разумности и понимают, что совершенно без таких людей они обойтись не смогут. Ситуация напоминает тезис из повести Р. Шекли «Билет на планету Транай»: «Любая машина является источником раздражения…Однако для развитой экономики машины необходимы. Поэтому наилучшим и гуманным решением вопроса будет использование плохо работающих машин». То есть именно добросовестности отводится чуждая ей роль плохо работающих машин, чтобы добросовестные работали, но лишь в той мере, в какой они должны были бы обслуживать безответственное доминирующее меньшинство и управляемую им толпу, но не могли бы отстаивать свои интересы в полной мере... Но здесь речь идёт не о машинах, а о людях. Неужели достойные и компетентные преподаватели не способны сообща защитить свои интересы – и от коррумпированных коллег, и от хамов-учащихся? Кое-кто из пострадавших добросовестных уже даже подумывает открыто выдвинуть предложение о законодательном разрешении ношения и применения огнестрельного оружия для защиты справедливости...
 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz