Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 19.04.2024, 10:59
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2014, № 4
 
Актуальная тема
 
Современное состояние высшего юридического образования в России
 
© Амиров Р.А. (ст. препод. ДГИНХ, Махачкала)
 
В связи с значительным увеличением доли поступающих на юридические факультеты, многие высшие учебные заведения, в том числе и негосударственные, занялись подготовкой юридических кадров.
Нельзя не отметить и то, что рост числа вузов осуществляющих подготовку по юридическим специальностям связан и с общим ростом количества высших учебных заведений в стране, которое за период с 1990 по 2010 гг. увеличилось более чем в 2 раза. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 1990 г. в стране насчитывалось 514 образовательных учреждений высшего профессионального образования и обучалось в них 2824,5 тыс. человек, на 10 000 человек населения приходилось 190 студентов. В 2010 г. количество образовательных учреждений высшего профессионального образования достигло - 1115, а количество обучающихся в них составляло 7049,8 тыс. человек, на 10000 человек населения приходилось 493 студента.
Юридическое образование в России в течение последних 15 лет остается чрезвычайно популярным, численность студентов, обучающихся по юридическим специальностям, каждый год растет. В настоящее время в стране юридическим специальностям обучаются примерно 12% всех получающих высшее образование, это каждый 8 студент. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений и развитием в новом векторе экономики страны.
Юридическая профессия стала одной из самых актуальных и престижных. Интерес к юридической профессии характеризуется тем, что она в дальнейшем позволяет выпускнику трудоустроиться в системе законодательной, исполнительной и судебной власти, органов управления всех уровней, руководство организациями, предприятиями, учреждениями, службу в правоохранительных органах, адвокатскую, нотариальную и частно-детективную деятельность, работу юрисконсульта, научную и преподавательскую деятельность.
Несмотря на различия в цифрах статистики, общая тенденция очевидна: в течение последних пяти лет российская система высшего образования ежегодно выпускает более 150 тыс. молодых специалистов в сфере юриспруденции. Трудоустройство такого потока выпускников, сегодня не представляется возможным. Нельзя забывать, что количество не всегда говорит о качестве.
16 апреля 2009 г. на встрече с членами президиума Ассоциации юристов России, проходившей в Кремле, третий Президент РФ, ныне Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев отметил, что: «Количество юристов, которых готовят сейчас, просто закритично высокое. Эти люди зачастую не могут найти себе работу. А если находят, то это ещё опаснее, потому что я ещё могу себе представить не до конца грамотного юриста, который помогает компании, юридическому лицу, хотя это тоже плохо, это может создать проблему самому предприятию, но если такой выпускник оказывается в кресле следователя или адвоката, ещё страшнее, в конечном счёте судьи, это может иметь очень серьёзный негативный эффект для всей нашей страны».
Согласно оценкам Росстата в настоящее время из примерно 1,5 млн. граждан, имеющих высшее юридическое образование, по специальности работают не более 50% (730,1 тыс. человек), при этом пятая часть из них работает в Москве и примерно 6,3% - в Санкт- Петербурге. Переход страны на двухуровневую систему образования должен позволить выпускникам российских вузов на равных условиях устраиваться на работу в иностранных государствах.
Бывший Председатель Счётной палаты РФ, сопредседатель Ассоциации юристов России С.В. Степашин в интервью «Российской газете» заявил: «В Советском Союзе юридические кадры готовили всего-навсего 52 вуза, то сейчас услуги в сфере юридического образования предоставляют 1211 организаций, большинство из которых являются непрофильными».
В Советском Союзе юридические кадры не выпускались так массово как сегодня, учиться на юриста было возможным, только в некоторых городах, конкурс для поступления на юридический факультет был очень высоким. Сегодня же высшее юридическое образование, как и все образование в целом, стало более доступным, кроме государственных вузов существуют и негосударственные вузы.
В виду необходимости правовых знаний, сегодня на юридические специальности поступают и те, которые имеют уже высшее образование (получают второе, третье высшее образование), как правило, обучаются по заочной форме. Обучение по заочной форме осуществлялось и в Советском Союзе, например, в таком крупном высшем учебном заведении, как Всесоюзный юридический заочный институт, после был преобразован в Московский юридический институт, ныне - Московская государственная юридическая академия им, О.Е. Кутафина.
Поступление в учебные заведения для получения юридического образования, уже имеющих образование по иной специальности, характерно и для обучающихся в иностранных государствах. Как отмечал академик РАН Б.Н. Топорнин, «в США, юридический факультет, а в точном переводе - школа права - это второй более высокий этаж университетского образования. Тот, кто учится в школах права, имеет уже, пользуясь нашим лексиконом, одно высшее образование. В школы права поступают экономисты, менеджеры, филологи, учителя и т.д.».
Юриспруденция является не только неотъемлемой частью нашей жизни, но и определяющим ориентиром развития современного общества. Именно оно задает в решающей степени вектор преобразования способов и форм человеческой коммуникации, социальных связей и отношений людей.
Правовые знания как знание русского языка, арифметики важны и нужны каждому человеку. Право сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В условиях сегодняшнего дня без правовых знаний человеку трудно рассчитывать на благополучие в семье, коллективе, обществе, бизнесе. В цивилизованном государстве сложно назвать сферу отношений между людьми, не регулируемой нормативными правовыми актами.
Человек должен знать, как быть в той или иной возникшей правовой ситуации, знать свои права и обязанности, способы их осуществления и защиты. Правовые знания ориентируют граждан на уважение к государству, закону, суду. Без юридически грамотных людей невозможно создать цивилизованное, свободное гражданское общество и строить подлинно правовое, демократическое, справедливое, эффективное государство.
Социологические исследования свидетельствуют об устойчивой тенденции пассивного отношения граждан к праву. Так, в 1991 г. на вопрос «Можно ли обойти закон в обмен на деньги и дефицитные товары?» было дано 73% положительных ответов, а в 2009 г. - 78%. Примерно половина населения оценивает свои знания законов не выше, чем на три балла. Известный ученый-правовед О.Е. Кутафин писал: «Честно говоря, мы никогда не были так далеки от правового государства, как сейчас... У нас пока не верят в законы и не уважают их. Поэтому следует последовательно утверждать господства права, результатом которого является правовое государство». Задача повышения правовой грамотности и правовой культуры становится первоочередной. Построение правового государства невозможно при правовой безграмотности населения. Значительная роль в строительстве правового государства принадлежит именно высокопрофессиональным юристам.
Известный русский историк и мыслитель В.Н. Татищев замечал, что: «В России всегда не хватало законодателей, а те, которые были, плохо ориентировались в теории права». Он призывал восполнить пробел «и готовить тех, кто был бы способен писать закон».
Сегодня многое говорится о сокращении вузов, в том числе и выпускающих юридические кадры. Если учебные заведения не отвечают современным требованиям это насущная необходимость. Как отмечает академик РАО, д.ю.н. Е.Е. Усанов «Юридическое образование - это целенаправленный процесс получения личностью фундаментальных (глубоких, научных, систематизированных, комплексных) юридических знаний, отвечающих современному уровню развития юридической теории и практики. Такие знания обеспечивают формирование:
1) юридического мышления и соответствующего юридического мировоззрения (потребности мыслить определенными правовыми категориями);
2) понимания юридических законов и правовых механизмов развития государства и общества;
3) способности и потребности к творчеству, созиданию и обогащению человеческого опыта в сфере юриспруденции».
Не соответствие современным требованиям, не позволит учебным заведениям осуществлять подготовку юристов.
Таким образом, очевидно, что в современной России произошло явное изменение социальной значимости юриспруденции. В условиях становления подлинного правового государства как никогда актуализируются роль и значение юридического образования и правовых знаний. Качественное юридическое образование стало одной из обязательных и необходимых условий жизни современного российского общества.
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz