Дипломный проект, 2014, № 2
За рубежом
Спортивное право Бразилии: анализ тенденций развития
© А.А. Соловьев
2 октября 2009 г. после напряженного голосования в Международном олимпийском комитете городом, который примет у себя Олимпийские игры 2016 г., был назван Рио-де-Жанейро.
В борьбе участвовали также Чикаго, Токио и Мадрид. Несмотря на присутствие Президента США Барака Обамы при голосовании, Чикаго выбыл в первом же раунде, Токио - во втором, а бразильский город обошел в борьбе за это право столицу Испании, за него было отдано большинство из 95 голосов.
Победа Рио-де-Жанейро при определении места проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в 2016 г., как заявлялось, позволит жителям этого города и всей Бразилии, даже всей Южной Америки, получить спортивные, культурные, образовательные и иные «дивиденды» далеко за пределами продолжительности этих событий. Игры в Рио рассматриваются самими бразильцами как блестящая возможность повысить общий престиж Рио-де-Жанейро, превратить город в центр мирового спорта для подготовки спортсменов со всего мира в учреждениях с прекрасными условиями. Организационный олимпийский комитет Бразилии начал подготовку к Олимпиаде, которую, как было заявлено, планируется провести в качестве «самого крупного спортивного события на планете».
Сам факт избрания Рио-де-Жанейро местом проведения Олимпиады, а также содержание запущенных в Бразилии (уже через 24 часа после объявления победы) процессов подготовки к ней дают нам основания приглядеться чуть более пристально к бразильскому опыту правового регулирования сферы спорта, к сути бразильской модели спортивного права и тенденциям его развития.
Постараемся кратко изложить историю развития бразильского законодательства о спорте.
Прежде всего, следует отметить, что значимой особенностью бразильской модели спортивного права является существование такого «игрока» в этой сфере, как Бразильский федеральный совет по вопросам спорта.
Бразильский федеральный совет по вопросам спорта является в Бразилии руководящим органом в сфере физической культуры и спорта, проводит мероприятия по внедрению массовой физической культуры, координирует деятельность органов и структурных подразделений, входящих в его систему и отвечающих за стандартизацию и укрепление отношений между пользователями услуг, предоставляемых в области физической культуры.
Это государственно-общественная структура, наделенная до недавнего времени одновременно отдельными полномочиями законодательной, исполнительной и судебной (в области спорта) власти. В последние годы полномочия судебной власти у указанного органа последовательно сокращались.
Ещё одной особенностью бразильской модели спортивного права является наличие в достаточно развитой системе спортивного законодательства двух спортивных кодексов, но об этом чуть позже.
Начало становления спортивного права Бразилии относится к концу 30-х годов прошлого века.
Декрет-закон № 526 от 1938 г. учредил Национальный совет по культуре - Управление культурного развития в стране, который был наделен компетенцией в том числе и по вопросам организации физкультурного воспитания. Декрет-закон № 1056 от 1939 г., в свою очередь, создал Национальную комиссию по спорту, вменив ей в обязанности разработку и представление плана по регулированию спорта в Бразилии.
Первым Органическим законом о спорте в Бразилии явился Декрет-закон № 3199 от 14 апреля 1941 г. Этот нормативный правовой акт был задуман и реализован согласно общим подходам правящего режима того времени. Основной концептуальный замысел указанного Декрета-закона Бразилии состоял в закреплении системы государственного администрирования спорта, декларировавшейся как реализуемая для «благоприятствования спорту», но не столько его поощрявшей, сколько реализовывавшей жесткий мониторинг и контроль. Положения этого Декрета-закона делали акцент на обеспечение и поддержание порядка и дисциплины, потеснив организационную автономию в спорте. Указанный Декрет-закон учредил Бразильский федеральный (Национальный) совет по спорту, заложив основу для организации спортивной работы, установил, что в стране должны соблюдаться спортивные правила, изданные международными организациями.
Декрет-закон Бразилии № 5342 от 1943 г. официально признал практику профессионального футбола, определил необходимость регистрации контрактов для тренеров и футболистов в Бразильской конфедерации спорта.
Следует также упомянуть Декрет-закон № 7674 от 1945 г., Декрет-закон № 47978 от 1960 г., Декрет-закон № 51008 от 1961 г. и Декрет-закон № 53820 от 1964 г., которые также вносили некоторые изменения в бразильское законодательство о спорте.
Федеральная Конституция Бразилии, принятая в 1967 г., упомянула вопросы спорта (статья 8, пункт XVIII, подпункт «q»), наделив Федерацию полномочиями принимать законы, касающиеся «общего регулирования спорта».
Закон Бразилии № 5939 от 1973 г. урегулировал порядок предоставления социальных пособий для футболистов.
Закон Бразилии № 6251 от 8 октября 1975 г. («Национальная политика в области образования. Спорт и физическая культура»):
1) уточнил федеральные государственные полномочия в области спорта, государственное управление в этой области было еще больше централизовано;
2) трансформировал полномочия Бразильского федерального совета по спорту, одновременно наделив его некоторыми полномочиями, как законодательного органа, так и органа исполнительной власти, а также судебной инстанции в области спорта;
3) ввел ряд мер, направленных на улучшение физического здоровья населения и развитие массового спорта;
4) закрепил ряд механизмов и гарантий повышения уровня спортивной подготовки в различных областях.
Закон Бразилии № 6354 от 2 сентября 1976 г. признал особенности трудового договора в спорте и определения прав и обязанностей сторон в таком договоре, урегулировал рабочие взаимоотношения профессиональных футболистов и футбольных клубов, в том числе вопросы перехода в другой клуб, а также вопросы разработки общих правил, относящихся к подрядчикам.
Постановлением № 10 от 10 апреля 1986 г. Бразильский федеральный совет по спорту наделен полномочием принимать участие в решениях относительно спортивных трансферов, кроме того, им закреплены дополнительные гарантии спортсменам в этом вопросе.
Конституция Бразилии от 5 октября 1988 г. также уделила внимание вопросам спорта. Так, пункт IX статьи 24 относит образование, культуру, преподавание и спорт к вопросам, по которым Союз, штаты и федеральный округ законодательствуют на конкурирующей основе.
Единственную статью 217 секции III «О спорте» главы III «Об образовании, культуре и спорте» Конституции Бразилии от 5 октября 1988 г. считаем необходимым процитировать полностью:
«Является обязанностью государства содействовать развитию организованного или неорганизованного спорта, занятие которым является правом каждого; при этом должны соблюдаться следующие принципы:
I. Автономия руководящих спортивных учреждений и ассоциаций во всем, что касается их организации и деятельности.
II. Использование публичных средств для приоритетного стимулирования спорта в воспитательных целях и, в особых случаях, стимулирования спорта наивысшего уровня.
III. Дифференцированный подход к профессиональному и непрофессиональному спорту.
IV. Поддержка и стимулирование видов спорта, родиной которых является Бразилия.
Параграф 1. Органы судебной власти рассматривают дела в отношении дисциплины и спортивных соревнований только после исчерпания возможностей обращения в органы спортивной юстиции, организуемой законом.
Параграф 2. Органам спортивной юстиции предоставляется срок в шестьдесят дней, считая с начала процесса, для вынесения окончательного решения.
Параграф 3. Органы государственной власти способствуют организации досуга как формы социального прогресса».
Закон № 8672 от 1993 г. (так называемый Закон Зико) внес существенные изменения в регламентацию профессионального спорта в Бразилии:
1) затронул вопросы внутреннего управления в спортивных организациях;
2) ликвидировал многие механизмы авторитарного государственного управления в сфере спорта, существенно сократил вмешательство государства;
3) зафиксировал гарантии и условия укрепления частной инициативы и осуществления автономии в спорте, дополнительно усилил свободу ассоциаций;
4) предоставил право переносить судебные споры из государственных судов в коммерческие арбитражи;
5) существенно сократил ряд полномочий Федерального совета по спорту;
6) закрепил ряд мер по развитию деятельности спортивных школ.
Постановление № 01 от 17 декабря 1996 г. касалось трудовых вопросов в отношениях между профессиональными спортсменами и спортивными организациями (ряд норм этого акта позднее претерпел изменения согласно Постановлению № 71 от 10 октября 2000 г.).
Закон № 9615 от 24 марта 1998 г. (известный как Закон Пеле) затронул вопросы спортивных трансферов, спортивной индустрии, ответственности в спорте. Закон также предусмотрел, что деятельность в сфере спорта является осуществлением экономической деятельности, подчиняющейся ряду принципов: финансовой прозрачности, нравственности, социальной ответственности, дифференцированного режима любительского и профессионального спорта, участия в спортивных организациях в стране.
Позднее в Закон № 9615 от 24 марта 1998 г. были внесены изменения Законами № 9981 от 2000 г., № 10264 от 2001 г., № 10672 от 2003 г., в частности, в связи с изменениями правил ФИФА относительно спортивных трансферов игроков в результате процесса по делу Босмана.
Следует также упомянуть Закон Бразилии № 10671 от 15 мая 2003 г., установивший дополнительные гарантии защиты прав потребителей в области спорта.
18 августа 2003 г. Бразильский федеральный совет по вопросам спорта своим Постановлением № 056/2003 утвердил Кодекс профессиональной этики работников, занятых в области физического воспитания. Правовыми основаниями этого акта явились Закон Бразилии № 9696 от 1 сентября 1998 г., пункт VII статьи 40 и пункт VI статьи 8 Устава Федерального совета по вопросам физической культуры.
В процессе разработки Кодекса профессиональной этики работников, занятых в области физического воспитания, в его основу были, кроме всего прочего, положены Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также положения Бразильской хартии о физическом воспитании 2000 г.
23 декабря 2003 г. Бразильский федеральный совет по вопросам спорта Постановлением № 1 утвердил Бразильский кодекс спортивной юстиции (в ближайшее время выйдет в свет перевод этого акта под редакцией автора настоящей статьи).
Данный нормативный правовой акт является весьма объемным (включает в себя 2 книги, 15 разделов, 44 главы (некоторые из которых еще подразделяются на секции) и 287 статей) и носит комплексный характер. В частности, в нем содержатся:
- предписания, определяющие порядок организации спортивной юстиции, структуру и правовой статус судебных органов, «прокуратуры спортивной юстиции», защитников;
- процессуальные нормы, детально регулирующие порядок осуществления спортивного судопроизводства в первой и апелляционной инстанциях;
- положения, посвященные правонарушениям в сфере спорта и ответственности за их совершение, содержащие как нормы общего характера, так и многочисленные составы конкретных правонарушений.
Весьма интересным представляется изложенное в статье 33 Бразильского кодекса спортивной юстиции не развитое в российском праве понятие спортивного административного процесса - установленная законодательством процедура судебного разбирательства и разрешения споров, связанных с применением спортивного права, осуществляемая в порядке, установленном положениями настоящего Кодекса, на официальном уровне и с соблюдением всех соответствующих нормативных предписаний.
Поскольку по форме государственного устройства Бразилия, как и Россия, является федеративным государством, существенный интерес представляет также бразильская модель системы органов управления спортом, которая включает в себя несколько уровней (и это также особенность бразильской модели спортивного права - в отличие, к примеру, от моделей Франции или США):
- государственный (Министерство спорта Бразилии, Бразильский олимпийский комитет, Бразильский паралимпийский комитет, региональные управления физкультуры и спорта и иные органы государственной власти штатов);
- государственно-общественный (Бразильский федеральный совет по вопросам спорта);
- муниципальный (административные органы в муниципалитетах);
- автономный (управление внутри федераций и иных спортивных организаций).
Причем в этой системе основная доминанта управления ложится на государственно-общественный Бразильский федеральный совет по вопросам спорта, ныне наделенный отдельными полномочиями как законодательной, так и исполнительной власти.
На примере Бразилии мы видим пример достаточно эффективного государственно-частного партнерства в сфере спорта.
И эта система направлена на обеспечение регулярных занятий спортом и улучшение их качества.
Что касается частной сферы, в Бразилии действуют выполняющие общественно полезные функции спортивные организации, созданные в соответствии с принципом свободы ассоциаций. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими, но в равной мере осуществляют координацию, управление, регулирование и обеспечение занятий спортом на национальном, региональном и местном уровнях, а также пользуются поддержкой государства.