Средства массовой иллюзионистики: опыт медиа-педагогики в ФРГ
© Е. Волков, В. Сарычев
(окончание, читать сначала)
В телевизионном эфире ФРГ также действуют ограничения. в Северном Рейне-Вестфалии сами компании, независимо от своего правового статуса, организуют систему самоконтроля через советы. Основой решений является регулирование времени показа. Немцы считают, что несовершеннолетние не должны смотреть телевидение после 23 часов. В действительности градация еще более сложная и предусматривает несколько временных рубежей, но последний рубеж, когда у экрана не должно быть лиц моложе 18 лет, именно 23 часа.
Нарушения этого правила со стороны родителей или воспитателей - это их дело. Напомним, что мы говорим о стране, где за проезд платят все, а улицу переходят на зеленый свет.
Немцы не только принимают законы, но и тратят деньги на поддержку молодежи. Основные затраты связаны, как и у нас, с социальной сферой (в Северном Рейне-Вестфалии 96% детей дошкольного возраста обеспечены местами в детсадах), с медициной и с образованием (оно в Германии бесплатное). Законом предусматривается и прямое финансирование детских и молодежных организаций.
Медиа-педагогика
Можно считать, что правовая и административная база в Германии в области СМК в ближайшие годы не претерпит серьезных изменений, и регулятивный ресурс уже исчерпан. Поэтому основой дальнейшего развития стало повышение медийной компетенции подрастающего поколения. Важный аргумент в пользу такого подхода - это бурное развитие Интернета, ведь там многое из старого арсенала регулирования не работает. Нужна прививка от всего дурного в СМК.
По правильному замечанию Джона Катца, «нелепо думать, что ребенок, которому дома прививали здоровые ценности и представления, немедленно забудет все, чему его учили, и сделается асоциальным типом при виде первого бранного слова или непристойной картинки на каком-нибудь сервере».
Медиа-педагогика в ФРГ включает в себя широкий спектр воспитательных и образовательных действий, направленных на формирование у юного поколения активной информационной и коммуникационной культуры. Основные идеи - давать молодежи знания и навыки творческого применения СМК, а также формировать здоровую критическую установку пользователя, умеющего противостоять манипулированию и навязыванию иллюзий со стороны СМК.
Вот несколько примеров, как это может делаться.
На крупнейшей частной телерадиокомпании Германии RTL в ответ на резкую критику многих ее программ осуществили сразу несколько медиа-педагогических проектов.
Во-первых, в одной из гимназий классу предоставили возможность создать собственный фильм по мотивам популярного детского мультсериала. Дети написали сценарий, сыграли все роли, придумали трюки и спецэффекты, участвовали во всех технических этапах съемки и монтажа.
Во-вторых, телерадиокомпания провела конкурс кино- и телесценариев, написанных школьниками, и издала их в виде толстенного тома.
В-третьих, сотрудники RTL создали уникальный учебно-методический курс, поразивший нас при первом знакомстве. Он состоит из видеокассеты с эпизодами популярного молодежного телесериала «Среди нас» («Unter Uns»), брошюры с его подробным «анатомическим» разбором и комплекта бланков и раздаточных материалов для анализа фильма, телегероев и сюжетов.
После ознакомления с таким опытом нам подумалось: не пора ли и в России приступить к созданию школьных учебников по теле- и киноведению? Пожалуй, превращение просмотра боевиков в обязательное домашнее задание и детальный анализ сюжетов и трюков будет также эффективно отвращать от них подростков, как школьные уроки литературы отбивают вкус к классическим произведениям.
Если же говорить серьезно, то в таком подходе видится разумная перспектива правильного культурного «переваривания» современных масс-медиа, тогда как запретительно-ругательное отгораживание ведет в тупик. Растущая доступность видеокамер и прочей видеотехники, аудиотехники, компьютеров, принтеров, сканеров, копиров, дешевизна носителей информации и их тиражирования, открытость Интернета с его богатствами (и мусором, к сожалению, тоже) - все это является благодатнейшей почвой для активного психолого-педагогического «приручения» СМК системой образования. Лозунг школы должен быть «Иду на вы!», а не «Сгиньте, проклятые!».
Побуждающие примеры
Шесть лет назад в питерском журнале «Психолог и Я» была опубликована весьма примечательная статья итальянского психолога Лоренцы Лорензини «Дети и мультики». В этой статье описан опыт выработки у детей навыков здорового критического восприятия мультфильмов. Лорензини помогала маленьким зрителям выявлять несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, степень искажения реальности, а также однобокость сюжетов и характеров.
Предыдущие примеры - это интереснейшие попытки непосредственного освоения масс-медиа через превращение их в особый учебный предмет. Опыт германских педагогов и психологов также показывает, что можно творчески синтезировать традиционные задачи воспитания с освоением новейших СМК. Барбара Херманнс и Антье Ромеш из города Нойс (Neuss) на последнем семинаре, состоявшемся в Нижнем Новгороде в октябре этого года, рассказывали о своей программе Keep Cool, в которой они объединили конфликтологию, компьютер и Интернет.
У проекта были две основные цели - привитие школьникам навыков мирного разрешения или предотвращения конфликтов и обучение целенаправленному, разумному использованию Интернета. Были набраны три группы по пятнадцать человек в возрасте от 11 до 15 лет.
С ними проводились традиционные психологические игры и упражнения по развенчиванию агрессивного поведения и освоению мирных способов общения.
Одновременно школьники учились пользоваться компьютером и Интернетом, причем последний рассматривался как источник сведений об эффективных методах разрешения конфликтов, которые дети находили с помощью поисковых систем.
Результаты психологических занятий, сетевых раскопок и собственный приобретенный опыт подростки оформляли в web-странички или небольшие сайты, которые публиковались в Интернете. Учителя отметили явные положительные изменения в поведении учеников, участвовавших в этом проекте.
Синтезирующий и ассимилирующий подход, продемонстрированный в описанном проекте, предлагает второй путь развития медийной культуры и компетентности учащихся. Почему бы, например, учителям литературы и русского языка не задать домашнее гипертекстовое сочинение с использованием элементов web-дизайна и включением видеофрагментов из фильмов в каком-нибудь мультимедийном формате, сканированных иллюстраций или рисунков, созданных с помощью компьютерных программ? Или рассмотреть жанровые и стилистические особенности сетевой литературы? А какие перспективы открываются при таком подходе перед учителями истории или иностранного языка, да и перед любыми другими учителями-предметниками!
В целом же, педагоги обретают возможность контролировать и формировать медийную культуру своих учеников, задавая образцы осмысленного, целенаправленного, разумно-инструментального отношения к современным СМК.
Одна из наиболее сложных проблем на этом пути - отсутствие медиа-компетентности у самих учителей. Надо сказать, что в ФРГ обладают интересным опытом решения и этой проблемы. В германских университетах высшее педагогическое образование - это не образование учителя-предметника, а образование универсального педагога - специалиста по созданию различных учебных курсов и организации учебно-педагогического процесса. И именно такие педагоги в Германии находятся сейчас на переднем крае освоения мультимедийной культуры и донесения ее до подрастающего поколения.
В разговорах с нами немецкие коллеги подчеркивали, что искренне хотят передать свой опыт российским педагогам и психологам, чтобы облегчить и уменьшить негативные последствия столкновения России с «девятым информационным валом». Вполне возможно, что есть уже интересные ростки отечественного опыта медиа-педагогики. Пора действительно объединять усилия, поскольку необходимо научиться плавать в этих информационных и коммуникационных морях и океанах, где нет границ и тихих гаваней.