Охта-Центр. Том 7. Избранные эссе
Теория «третьей волны» Э.Тоффлера
© Денис Муромцев (2012)
По мнению Э. Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками, по его терминологии, - волнами. Почему в так называемый век информации, спрашивает он, мы вступаем именно сегодня, а не сто лет назад? Отчего этот процесс не мог «опоздать» еще на столетие? Современные исследователи, отвечая на эти вопросы, ссылаются в основном на внешние факторы: стремительное нарастание изменений вообще, отчетливое обозначение тенденции к многообразию в экономике и всей социальной жизни.
Тоффлер разработал концепцию «третьей волны». В новой книге ученый пытается анализировать динамику, порождаемую противодействием движущих сил «второй» и «третьей волн», пытается объяснить наиболее важные тенденции развития современного общества.
Волны Тоффлера - это волны общественных перемен. Книга «Третья волна» написана в рамках постиндустриалистской метатеории (хотя сам Тоффлер подчеркивает свои разногласия с основателем постиндустриализма Дэниелом Беллом). Отсюда можно приблизительно охарактеризовать Первую волну (начавшуюся несколько тысячелетий назад) как процесс становления аграрного, традиционного, доиндустриального общества, Вторую волну (берущую начало в XVII-м веке в Европе ) - как процесс становления индустриального общества, а Третью (зародившуюся после Второй мировой войны) - постиндустриального. Но если Белл рассматривает постиндустриальное общество лишь как усложняющееся индустриальное, то, согласно Тоффлеру, Третья, нарастающая, волна во многом противоположна по своим принципам Второй, уже во многом уходящей, волне - подобно тому, как Вторая волна во многом противоположна Первой. Отсюда проистекает острый конфликт между двумя соседними волнами.
Человек Первой волны потреблял в основном то же, что и производил своими руками. Производитель и потребитель были объединены в одном лице - «производителя для себя». В экономике же Второй волны производитель оторван от потребителя, и посему господствует рынок, который понимается Тоффлером не совсем традиционно - прежде всего как «сеть обмена», как посредник между производителем и потребителем. Человек Второй волны зависит от рынка, а не от своих навыков, служащих удовлетворению жизненных потребностей. Тоффлер пишет о Второй волне: «В таком обществе, независимо от его политической структуры, покупаются, продаются, являются предметом торговли и обмена не только продукты труда, но и сам труд, идеи, искусство, а также и душа человека». В условиях же Третьей волны, при еще сохраняющемся рынке, доля производства продуктов и услуг для рынка падает, а для себя - растет, и посему экономика Третьей волны начинает напоминать экономику Первой. Возрастание роли работы на себя во многом возвращает уважение к навыкам ручного труда. Однако не только во второстепенной роли рынка состоит возврат Третьей волны (хотя и на новом уровне) к порядкам традиционного общества. К анализу волн Тоффлер применяет гегелевскую диалектическую логику во всех ее нюансах: «Поразительно, но по многим признакам цивилизация Третьей волны несет в себе черты сходства с Первой волной, в частности, можно назвать децентрализацию и уменьшение масштабов производства, возобновляемые источники энергии, деурбанизацию, надомную работу и т.п. Иначе, мы наблюдаем нечто типа диалектического возврата к прошлому.
Э. Тоффлер выдвигает идею о формировании сверхиндустриальной цивилизации (третьей волны), в которой экономическая детерминация деятельности людей меняется на детерминацию социальную, расширяющиеся возможности сферы услуг позволяют индивиду иметь доступ к разнообразию радостей жизни, к альтернативной работе, творчеству.
В период Третьей волны мы встречаемся с явлениями, обладающими всей притягательностью патриархального прошлого. Самое удивительное, что цивилизации Первой и Третьей волны более сходны между собой, чем с цивилизацией Второй волны. Иными словами, они кажутся родственными». Цивилизация Третьей волны «привлекает внимание не к слабости, нищете и несчастьям мира Первой волны, но к присущей ему силе. Те самые черты этой старой цивилизации, которые кажутся отсталостью с точки зрения Второй волны, являются потенциальным преимуществом по меркам приближающейся Третьей волны».
Вторая волна в основном потребляет невозобновляемые ресурсы, характеризуется массовым производством и массовым распределением. Ко Второй волне в равной мере относятся как страны капитализма, так и страны социализма. Согласно Тоффлеру, большевики - это партия Второй волны. Но и постсоветская реальность, как мы теперь видим, в общем и целом не вышла за эти рамки. Россия живет сегодня главным образом за счет экспорта невозобновляемых ресурсов, отличаясь при этом высоким уровнем бюрократизма и централизации управления, что составляет характерные признаки Второй волны.
Вторая волна до сих пор довольно могущественна, у нее пока есть ресурсы для поддержки существующего положения. Однако она уже испытывает серьезный качественный кризис, и, в конечном счете, она обречена. Грядущее исчерпание невозобновляемых источников энергии, угроза биосфере со стороны индустриального производства и кризис личности неизбежно подводят под ней черту. Сегодняшний рекордный рост цен на нефть, проблемы с климатом и распространение разрушительного поведения убедительно демонстрируют правоту Тоффлера. Шесть принципов Второй волны - стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация и централизация - в условиях Третьей волны подвергаются радикальному пересмотру.
Производство Третьей волны - это немассовое наукоемкое производство, преимущественно на заказ.
По мнению Тоффлера (книга написана в 1980 году, и эти прогнозы начинают подтверждаться) революция в средствах коммуникации, массовой информации приведет к революции в психике человека, в его социальном характере. Заглядывая вперед, он предполагает, что наиболее революционная черта новых средств коммуникаций - интерактивность позволит каждому пользователю создавать или посылать образы, а также просто получать их извне. Она позволит с помощью электроники демонстрировать свой образ миру, это приведет нас к повышенному осознанию собственной индивидуальности. Изменятся и общественные институты, политическая структура общества, возникнет необходимость расширения демократии. Строительным блоком политических систем нового общества Тоффлер называет принцип «полупрямой демократии» - переход от нашей зависимости от представителей к тому, чтобы представлять себя самим. Так же и общество по мере нарастания Третьей волны становится всё менее массовым: «В отличие от крайней стандартизации поведения, идей, языка и образа жизни массового общества, общество будущего начнет строиться на сегментации и дифференциации». Отсюда важным политическим принципом Третьей волны выступает власть меньшинств. И эта власть формируется не от нарочитого желания потакать различным маргинальным группам, а просто в силу того, что общественное большинство при наступлении Третьей волны становится всё более временным и неуловимым. Соответственно, сегодняшние выступления от имени большинства на самом деле, как правило, являются выступлениями от имени того или иного активного и напористого меньшинства, пусть даже и довольно многочисленного.
Сочетание того и другого - это полупрямая демократия. Другие футурологические прогнозы Тоффлера: человек информационного общества, наедине общаясь с компьютером, станет более самостоятельным, ответственным, изобретательным, для выполнения своей работы ему не надо будет находиться в офисе. Офис и дом станут едиными, контакты, работа, определенные потребности человека будут осуществляться посредством современных коммуникаций (интернет в том виде, в котором мы его сейчас знаем, появится через два года после публикации книги), в офисах, «на предприятиях останутся лишь те, кому необходимо иметь физический контакт с предметом труда». По мнению Э.Тоффлера, в обществе Третьей волны в итоге происходит стирание границ между трудовой деятельностью и досугом, производством и потреблением, и всё это так или иначе связано с информатизацией.
Все цитаты по изданию: Тоффлер, Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. — М.: АСТ, 2010. — 784 с.