Охта-Центр. Том 1. Наше антиобщественное мнение
Предисловие Павла Гурова
Мне очень часто вспоминаются слова, сказанные антагонистом в фантастической повести Брайдера и Чадовича «Мёртвая вода»: «С детских лет мне вдалбливали рабскую мораль: делай так, а не иначе! Уважай старших, заботься о младших, мой руки перед едой, не забывай говорить «спасибо». А я ненавидел чванство старших, презирал сопли младших, вместо спасибо мне хотелось заорать: «Да подавитесь вы всем этим!». Меня считали трудным ребенком. Лечили психотерапией, гипнозом, электросном. Навязывали друзей, заставляли играть в командные игры. И постепенно я стал таким, как все. А может, просто научился притворяться. Не знаю. Формально я был свободен, но душа моя угасала в клетке условностей». Действительно, я осознаю, как тяжело внешне делать то, чего хотят от тебя окружающие, и при этом думать по-другому и хотеть другого. Особенно когда эти желания и намерения не провести в жизнь без риска для себя. Мне всегда говорили «стыдно от людей», «что скажут окружающие» и преподносили, что моя самооценка ничего не значит, а оценка меня другими людьми (которая, как я теперь понимаю, может быть ошибочной и даже надуманной, предвзятой) - правильная...
Издательство «Контрольный листок» - это как раз то, что нужно. Если мы внимательно перечитаем его номера, то можем заметить, что к Дню Победы данный Интернет-журнал публикует статью о том, какую отрицательную роль сыграло упоение этой победой, к Олимпиаде в Лондоне – справедливую критику Олега Арина с предсказанием, что в Лондоне российские спортсмены выступят ещё хуже, чем в Пекине (предсказанием обоснованным и оправдавшимся), а к Рождеству – стихотворную пародию на Диккенса. Или хотя бы то, что «Контрольный листок» - единственный из всех российских СМИ, поддержавший Турцию в противостоянии с Грецией и даже официально опубликовавший материалы в честь победы Турции в войне 1919-1922 гг. А ведь с точки зрения профессиональных военных историков (не «православных обывателей»!) эта война была для Греции – захватнической, грабительской, а для Турции – справедливой, освободительной. Но кому, кроме историков (настоящих учёных, не плагиаторов националистического окраса) до этого есть дело сейчас?
К этому же направлению относится и выбор названия специального проекта издательства «Контрольный листок». Сейчас мало кому известно, что у несостоявшегося строительства делового центра у Большеохтинского моста было немало и сторонников из таких же рядовых горожан, как и участники акций протеста против его строительства. Летом 2009 года мне довелось посетить конкурс детского рисунка в поддержку делового центра. Я не заметил там никакого принуждения или скрытого манипулирования. И сами участники конкурса, и их родители были сторонниками «Охта-Центра». За организаторами я не заметил ничего ненормального. Сразу скажу, что рисунки мне понравились, некоторые из них были воспроизведены затем граффити на Заневском проспекте, но, к сожалению, впоследствии я увидел их изуродованными нецензурными надписями, скажу даже – с угрозами в адрес организаторов конкурса. И отказ от строительства «Охта-Центра» был преподнесён как «победа общественного мнения». Соответственно, выбрать его в качестве символа – способ наглядно подчеркнуть свою позицию.
На собственном опыте знаю, что такое «общественное» мнение. Это когда именно тебе не позволяют открыто делать то, что никаким законом формально не запрещено (даже официально разрешено), но если ты воспользуешься своим правом сделать это, к тебе начнут относиться как минимум полупрезрительно. И ещё скажут, что ты якобы сам к себе так относишься. В течение двадцати лет я находился в гражданском браке с женщиной, которая была на 22 года старше меня; дополнительно ситуация осложнялась социальным неравенством (представьте себе – парень рабочего происхождения и вдова партийного работника крупного города). Как это получилось, что у меня возникли какие-то чувства к ней, я не понял сам, но мы скрывали свои отношения именно из-за «общественного» мнения; я вынужден был выдавать её за свою мать, вплоть до того, что устроил ей фиктивный брак со своим отцом, тогда только ещё считавшимся вменяемым. Начало наших отношений относится к последним годам СССР, но и в постсоветской России в этом плане общественное мнение не переменилось заметно (вспомним скандал из-за замужества Пугачёвой с Киркоровым в 1994 году). Случись бы наоборот (будь я старше на 22 года), отнеслись бы к этому довольно лояльно. И это – при декларируемом равенстве мужчины и женщины.
Таких примеров можно привести сколько угодно.
Откровенно – трудно, скажем, жить в Санкт-Петербурге и при этом желать поражения «Зенита» (потому что меня раздражает этот «ура-патриотизм», хотя открытое выступление против «Зенита» я видел только один раз и притом оригинально выполненное: в том же Красногвардейском районе, только на Пороховых, в 2008 году, за день до очередного матча были вывешены мастерски выполненные анонимные «боевые листки» в стиле вырезки из «Советского спорта» за будущее число, где описывалось поражение «Зенита» в матче, который только предстоял; и практика показала, что анонимный недоброжелатель оказался провидцем - «Зенит» действительно проиграл этот матч!), также трудно приветствовать «Охта-Центр» (при изначально моём безразличном отношении мне так навязывали участие в акции протеста против него, что я примкнул к его сторонникам), - и делать всё это открыто и безнаказанно (ведь это не запрещено государством). А ведь везде – в метро, на стенах домов (то есть там, где закон формально запрещает) – то и дело перед очередным домашним матчем «Зенита» постоянно появляются надписи и наклейки (многоцветные, сделанные качественно, на хорошей глянцевой бумаге, соответственно – стоят недёшево), содержащие оскорбления в адрес очередного соперника по этому матчу. Поражает при этом лояльность правоохранительных органов, даже если эти оскорбления адресованы «Динамо» - клубу, курируемому МВД (плакаты именно против «Динамо» - переделка социальной рекламы про уборку мусора, основанную на каламбуре с иным значением слова «мусор», я видел осенью 2011 года на Петроградской стороне). После такого лично я специально хочу, чтобы «Зенит» проиграл матч, так как поражение – справедливое наказание за подобное заведомо неспортивное поведение.
Образно говоря, немало людей – сторонников тьмы – живёт под солнцем, как обычные люди, но втайне они желают своего. И им трудно жить, потому что они не могут выражать свои взгляды безбоязненно.
Ненавижу «общественное» мнение, и ненавижу по причинам объективным. Чтобы читатели поняли меня лучше, процитирую фрагмент из «Юридической психологии» В.Васильева: «Школа принимает эстафету от родителей и детского сада. Процесс обучения и воспитания в ней в настоящее время не способствует творческой активности. Это проявляется в учебных программах и в общей атмосфере, ориентированной на воспитание пассивности, исполнительности. Учебные нормы ориентированы на результаты «ниже среднего». Так, до недавнего времени в школе для третьего класса существовал норматив чтения 80-90 слов в минуту, отражающий уровень полуграмотности, в то время как нормальное чтение - 150 слов в минуту. Таким образом, заниженные нормы ориентировали ребят и педагогов не на лучших, а на худших в классе. Аналогичная ситуация сложилась с письмом. Средний темп письма у третьеклассника - 10 слов в минуту, но при этом одни успевают написать за это время двадцать слов, а другие - только пять. Лучшие ученики за минуту решают четыре примера на умножение двузначных чисел, а плохие — ни одного. Большинство учителей, работающих в школе, отмечают бедный словарный запас школьников».
Могу открыто сказать, что «общественное» мнение тоже рассчитано на уровень «ниже среднего», на обывательщину, а не на личностей, и не даёт мне полностью самореализоваться. Хорошо, что есть Интернет, где я могу выложить запись своего откровенно антиобщественного мнения. Большинство людей тайно думает иначе, только каждый из них считает себя одиноким, вроде: «А что я один могу сделать?» Или боится оказаться в таком состоянии, открыто высказав то, что думает на самом деле. На этом и держится «общественное» мнение. Но «общественного мнения» нужно не бояться, а уничтожать его. Любыми доступными средствами, даже подручными.
Я имею полное право так говорить, потому что и я, и мой ученик Денис Муромцев – мы оба добились нашего нынешнего положения сами, без протекции, а иногда и вопреки чьему-то противодействию. Иногородним в крупных городах сделать это намного труднее, не каждый выдержит внешнего давления. По происхождению мы оба не петербуржцы, я приехал сюда из Новосибирска, а Денис – из Астрахани. Понятно, нас обоих раздражает сам институт регистрационного учёта, который порождает множество форм дискриминации конкурентоспособных иногородних. Нужно совершенно отменить регистрационный учёт граждан, а не принимать законы, ужесточающие ответственность. Считаю, что приезжие в крупных городах должны достичь такого уровня, чтобы в ближайшем будущем коренным москвичом или петербуржцем стало быть просто стыдно. Денис в этом отношении радикальнее меня: как-то он высказал свою мечту, чтобы все миллионные города России через 25-30 лет управлялись бы исключительно достойными и способными иногородними, а коренных, скажем, петербуржцев в Смольном или Мариинском дворце можно было бы встретить только в качестве младшего обслуживающего персонала и рядовых сотрудников охраны.
Настоящее желание нас обоих – жить среди стада-толпы обывателей, присваивающего себе гордое наименование «общества-социума» и быть свободными от его требований, навязывающих личностям (не обывателям) множество неэффективных, да попросту – ненужных – обязанностей. Разрушить эту проклятущую «спираль молчания». Иметь не просто своё мнение, противоречащее «общественному», но возможность выражать его открыто, и при этом не только не пострадать – ни физически, ни психически, ни в бытовом отношении, но и получить немалую выгоду для себя.
Работа в качестве профессиональных исполнителей рефератов и дипломных работ на заказ для нас одна из форм такого выражения своего мнения. К сожалению, такие случаи представляются очень редко, тем более приходится сталкиваться с откровенной упёртой ложью некомпетентно-коррумпированных научных руководителей или непониманием самого студента. Тенденция роста некомпетентности поощряется проникновением церковников в научные учреждения (в СПбГУ, где я раньше преподавал, планируют открыть не много не мало как теологический факультет!). Именно разногласия, вызванные этой тенденцией, привели к тому, что не так давно я оставил преподавание.
Издательство «Контрольный листок» предоставило нам возможность составить первый том антологии курсовых и дипломных работ на заказ из наших авторских произведений. Воспользовавшись этим, мы публикуем свои работы, частично утратившие актуальность в правовом и ином плане, но сохранившие остроту освещаемых проблем и направленных против «общественного» мнения. Например, мы являемся сторонниками эвтаназии, ювенальной юстиции, противниками цензуры в Интернете и эпатажных шоу на телевидении (этот эпатаж не затрагивает острых социальных проблем, как наши публикации, а, напротив, отвлекает от них). Именно по принципу противоречия «общественному» мнению подобраны работы, вошедший в первый том антологии «Охта-Центр».