Закон, право, ритм, власть!
© Даниил Печерников
Ситуация выбора, приводящего к неудаче
Ситуация 23
На уроке рисования учитель предложил нарисовать круглую чашку, которую поставил на стол в качестве модели. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку.
- Можно я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? - спросил он.
- Что ж ты хочешь нарисовать? - удивился учитель.
- Дерево эвкалипт, - сказал мальчик задумчиво.
- Нарисуй, - согласился учитель.
Мальчик некоторое время молча сидел и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.
- Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? - снова он обратился к учителю.
- Объясни, пожалуйста, что это такое, - сказал учитель с интересом.
- Синяя птица, - сказал мальчик очень серьезно.
Весь класс скрипел старательно карандашами. Но мальчик спустя некоторое время снова поднял руку.
- Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел, - сказал он тихо. - Можно?
- Например?
- Мамонта, когда он просыпается, - сказал виновато мальчик.
- Мамонта? - переспросил учитель, внимательно глядя на него.
- Мамонта, - вздохнул мальчик.
- Ну что ж, - сказал учитель. - В конце концов можно и мамонта. Надо тебе, Саша, быстрее определяться, а то урок скоро закончится.
И действительно, через пять минут закончился урок, а у Саши так и остался чистым лист бумаги красивого альбома.
Как поступит учитель дальше с этим мальчиком?
Психология и педагогика, Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2002.
Описывать черновики несостоявшейся работы не всегда желаешь. Но в данном случае тема несостоявшегося художественного произведения может быть главой всемирной истории плагиата и академического мошенничества, и я не допущу, чтобы она была утрачена. Ведь подделки возникают не сами по себе, и профессиональному исполнителю следует отработать отвращение к ним и сообщать о них широкой публике читателей.
Итак, в первые дни июня 2014 года мне кто-то из рефератных посредников, от которых иногда бывают единичные заказы, мне, как потом выяснилось – по ошибке, было отправлено письмо с прикреплённым файлом, содержащим то, что называлось дипломной работой. «Называлось» - потому что чтение написанного незнакомым мне горе-исполнителем и проверка его «творчества» на Антиплагиат указывали на обратное.
Передо мной был пример сюрмодернизма-постреализма (такое перекрёстное определение с переменой приставок) в рефератном деле. И даже сейчас, когда всего за два года такие подделки стали массовыми, этот случай остаётся таким, который кто видел такое, – не сможет забыть, кто не видел, - тот не поверит.
Во-первых, это компиляция из трёх разных частей.
Первая часть посвящена вопросам кредитования физических лиц, причём, хотя в заявленной теме работы говорится о Замбии, описание дано на основе российского законодательства (один параграф 1.4 чего стоит, указывая на законодательство РФ). Вторая часть – «Анализ кредитования физических лиц в Замбии». Третья часть – анализ кредитования физических лиц на примере ОАО «Barclays Банк»
И, начиная с первой части Замбия встречается соединением методов «мясо – шоколад» и «строение блохи». Вот примеры первого метода:
В Замбии к кредитованию физических лиц относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочие. В отличие от замбийской трактовки потребительские ссуды в западной банковской практике определяют несколько иначе, а именно: потребительскими называют ссуды, предоставляемые частным заемщикам для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг.
(…)
В Замбии кредитные операции банков стали серьезно развиваться лишь с семидесятых годов 19 века. Их развитие было связано с основанием в 1890 году Государственного банка.
Основной функцией банков в дореформенной Замбии было предоставление ссуд помещикам.
Настоящий экономический подъем в Замбии начался после 1980 года. В период с 1894 по 1980 год средний размер процента по учетно-ссудным операциям держался на уровне 6,2%.
Кредитование населения в нашей стране до 1990 года производилось, во-первых, через систему Государственного банка и, во-вторых, через торговые организации при покупке товаров.
Кредитование населения в Замбии современных условиях осуществляют, главным образом, сберегательные и ипотечные банки. Вместе с тем, многие коммерческие банки, особенно в регионах, кредитованием частных лиц не занимаются, поскольку их суммы кредитов незначительны по сравнению с размерами ссуд юридическим лицам и, как следствие, доход от них невелик.
Это – при всём при том, что в 1870-х годах не только Замбии – даже британской колонии Родезия ещё не было! Заведомое списывание с истории Российской империи в стиле «Россия – родина слонов».
А второй приём – о блохах, вместо которых сейчас стали ловить покемонов, в тексте представлен упоминанием Замбии даже там, где с ней нет ничего общего:
В Республике Замбии также как в России, действует двухуровневая Банковская система. В нее входят Центральный банк Замбии (Bank of Zambia) и кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки и небанковские кредитные организации, также филиалы и представительства иностранных банков.
И эта компиляция приводит к тому, что составитель дипломной сам себе противоречит уже во второй части:
Центральный Банк Замбии был основан 7-ого августа 1964, путем отделение Банка Родезий для осуществления центральных банковских функцій. Закон Банка Замбии приняли позже в июне 1965.
До 1964г в Замбии существовал Банк Родезий, руководство которым осуществляло правительство Англии, т.е. до этого времени Замбия не была независимым государством. В 1964г Замбия получила независимость.
Только через год в 1965 центральный банк Замбии получил право создавать собственную законодательную базу.
Но даже такое списывание в соединении ещё с ошибками в правописании и небрежным оформлением, дало всего 44 % по программе Антиплагиат, и для выполнения плана в 80 % составителю этой ерунды пришлось прибегнуть к тому приёму, который только создавался, так как возможным стал с появлением MS Word 2013: однопикселевый текст в надписи. Причём этот текст включал всего четыре слова: «Закон, право, ритм, власть», повторявшихся много раз.
Якорь - символ надписи, вставленной вне текста, эта вставка выглядит как небольшой рисунок
Конечно, этот случай уступает последовавшим далее техническим приёмам с надписями и подложками, применению «вирусных текстов» и даже дайжестам китайских новостей. Но без него могло и не быть всего перечисленного.
Когда я прочитал это, у меня даже возникла идея переложить данную работу на художественное произведение. Первоначально у меня сложился план повести, посвящённой заказу дипломной работы по банковской системе одной африканской страны:
Главный герой – Чапемба, сын губернатора одной из провинций вымышленного государства в Африке (имеется в виду Замбия).
Провинция сохраняет некоторые атрибуты монархии, губернатор – наследственный главный вождь племени, населяющего провинцию (деление на провинции по племенному признаку во избежание трайбализма).
Для сына он прочит карьеру в масштабах центрального правительства и отправляет его обучаться в Россию (в силу «престижности» российского образования – в этом одна из линий, реальные процессы в российском образовании).
Действие начинается на последнем курсе. Чапембе нужно написать дипломную работу про банковскую систему своей страны.
Реальная ситуация в российском образовании и языковый барьер заставляют его заказать работу в компании HomeWork.
За основу взять присланный мне пример работы.
Наращивание оригинальности, слова, которые повторяются, сделать девизом государства Чапембы, указать на списывание с ЦБ РФ и подделку данных, о том, что и студентам, и преподавателям хочется отчитаться, провести параллель между негром настоящим и негром рефератным).
Списанные фрагменты в дипломе Чапемба будет затем цитировать в своих выступлениях по поводу финансов и банковской системы страны.
Упомянуть инфляцию в Зимбабве, провести параллель с США, которые могут безнаказанно печатать доллары, изначально обеспечивая их на 25 центов на доллар.
Идея второй (африканской) части – Чапемба на практике пытается применить сведения из дипломной работы, но терпит неудачу. «Льву, кесарю лесов …» (Крылов) – отразить в сюжете.
Это отражает непрактичность российского образования.
Позднее у меня появлялись другие варианты плана. В частности, я нашёл такую запись в своих черновиках:
Отразить новости о «золоте Каддафи» и несостоявшемся проекте единой африканской валюты. Основа сюжета – банкротство среднего банка и кризис в небольшой африканской стране, но они взаимосвязаны.
Была и идея выразить свои обиды, в частности, в отношении сериала «Граница. Таёжный роман». Напомню, что сюжет построен на несправедливом распределении ролей. Женщины там любят мужчин слабых, недостойных, а сильных и активных мужчин создатели фильма представляют негодяями. Главным героем должен был стать российский военный советник в вымышленном африканском государстве, подобный Голощёкину из «Таёжного романа», но представленный положительно.
Отдалённо были и другие планы, как: искажённый мир, либо мир с допущением, подобный сказкам Андрея Белянина. В частности, мне вспомнилась одна из серий «Чёрного ворона», где один из персонажей задумал написать роман про создание в СССР сверхтяжёлой кавалерии на боевых слонах, а также существует вымышленная африканская страна с королём-мулатом, алмазными разработками и – в последних сериях – с мятежниками, возглавляемыми неким Нгомой. Правда, мне не хотелось «перепевать» ни Белянина, ни Вересова, ни самого себя. Поэтому я не торопился.
Во всех планах название «Закон, право, ритм, власть!» оставалось неизменным. То оно предполагалось как девиз этого самого вымышленного государства, то лозунг оппозиции, а иногда – только жизненные установки кого-нибудь из предполагаемых африканских персонажей.
Но ни один из этих планов не мог передать всех моих впечатлений, всего того, что я ощутил, столкнувшись с такой подделкой. Ведь это не просто акт личной непорядочности, а отражение всех процессов, происходящих в образовании, культуре и обществе. Правильность моего отказа подтвердили последовавшие за этим события, в частности: снижение цен на нефть при упорной вёрстке российского бюджета исходя из цены едва ли не 100 долларов за бочку, массовое разорение турфирм, появление неспособных отстаивать свои интересы и защищать собственные права юристов, распространение в среде учащихся установки «сдать и забыть», а в довершение всего – откровенное заявление вице-премьера О.Ю. Голодец о непрактичности российского высшего образования, в условиях которого двум третям учащихся диплом нужен как всего лишь ранговое отличие, не обеспеченное никакими реальными знаниями, подобно тому же доллару, только в данном случае его реальный курс не 25, а 33-34 % номинала. Но велика ли разница?
То, к чему привёл выбор, я не назову неудачей. Может быть, отказ от замысла и обнародование черновиков с переработкой в рассказ о том, как я отказался от одного конкретного плана создания художественного произведения, - и есть авторская находка?!
А последующие события массовых подделок и более чем лояльного отношения преподавателей к подобным подделкам, которые все на художественные произведения не переложить, только подтвердили правильность моего решения отказаться от всех перечисленных планов. Профессиональному исполнителю не стоит отвлекаться на взятие «чёрной пешки» (хотя это тоже выигрывает), ведь есть другие пути.