Юридические консультации
Законопроект «О студенческом самоуправлении»
Развитие студенческого самоуправления даст учащимся реальную возможность отстаивать свои права, свободы и законные интересы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
В действующем российском законодательстве институт студенческого самоуправления не получил надлежащего закрепления. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ограничивается декларацией права студентов участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вузов, в том числе через общественные организации (пп. 4 п. 2 ст. 16), при этом конкретные взаимоотношения администрации вуза и общественных организаций обучающихся согласно данному закону определяются уставом вуза и договором между его администрацией и общественной организацией обучающихся (п. 2 ст. 15). Таким образом, в условиях отсутствия разработанной законодательной базы организация самоуправления студентов находится в полной зависимости от администрации конкретного вуза.
Необходимость совершенствования законодательства об образовании в целях развития самоуправления обучающихся в высших учебных заведениях признают представители «Единой России» и КПРФ, по их мнению «до сих пор во многих образовательных учреждениях не созданы органы самоуправления обучающихся, призванные обеспечить принятие объективных управленческих решений и «прозрачность» деятельности образовательных учреждений. А в тех образовательных учреждениях, где органы самоуправления обучающихся созданы, они нередко выполняют исключительно формальную функцию и, по существу, не влияют на принимаемые управленческие решения» (Пояснительная записка к законопроекту № 126208-5), однако предложенный в 2008 году депутатами фракций «Единая Россия» (М.Н.Мищенко, А.М.Кабаева, И.И.Гильмутдинов, П.В.Тараканов) и КПРФ (Ю.В.Афонин) и находящийся на рассмотрении Государственной Думы законопроект № 126208-5 «О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» «конкретные взаимоотношения администрации высшего учебного заведения и студенческого совета» оставляет на регулирование «уставу высшего учебного заведения и иным локальным актам высшего учебного заведения», то есть студенты так и не получат законодательных гарантий своего самоуправления и по-прежнему остаются один на один с администрацией вуза.
Отметим, что в зарубежных странах (Великобритания, Польша, Украина и другие) принципы, основные права, обязанности и механизмы функционирования института самоуправления студентов закреплены на законодательном уровне.
Настоящий проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает создание в высших учебных заведениях и их структурных подразделениях самоуправления студентов и аспирантов, которое представляет и защищает права и интересы студентов и аспирантов, а также обеспечивает их участие в управлении высшим учебным заведением. Студенческое самоуправление осуществляется студентами и аспирантами непосредственно, а также через органы студенческого самоуправления, которые избираются путем тайного голосования.
Основными задачами студенческого самоуправления признаны:
1) защита права и интересы студентов и аспирантов, в том числе в ходе организации учебного процесса;
2) содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов и аспирантов, их занятиями физкультурой и спортом, здоровому отдыху;
3) содействие деятельности общественных организаций обучающихся, клубов по интересам и других добровольных объединений студентов и аспирантов соответствующего высшего учебного заведения;
4) содействие трудоустройству студентов и аспирантов;
5) содействие участию студентов и аспирантов в программах двустороннего и многостороннего международного обмена;
6) содействие взаимодействию студентов и аспирантов с выпускниками высшего учебного заведения.
Органы студенческого самоуправления:
1) представляют и защищают права и интересы студентов и аспирантов;
2) принимают свои внутренние акты, регламентирующие их организацию и деятельность;
3) избирают своих руководителей и формируют собственные постоянные и временные рабочие и совещательные органы, привлекают к их деятельности студентов и аспирантов;
4) направляют в состав государственной аттестационной комиссии, экзаменационных комиссий при повторной пересдаче экзамена (зачета), представителей студенческого самоуправления, число которых должно составлять не менее 20 и не более 40 процентов общего состава данных коллегиальных органов;
5) участвуют в процедурах конкурсного отбора организаций, обеспечивающих питание студентов и аспирантов на территории высшего учебного заведения, и осуществляет контроль соблюдения условий договора данными организациями;
6) проводят организационные, научные, культурно-массовые, спортивные, оздоровительные и другие мероприятия;
7) организуют акции протеста, в том числе студенческие забастовки по вопросам, имеющим существенное значение для студентов и аспирантов;
8) распоряжаются средствами и иным имуществом, которые находятся на их балансе и банковских счетах;
9) выполняют другие функции, предусмотренные Федеральным законом.
Исключительно при согласии коллегиального исполнительного органа студенческого самоуправления высшего учебного заведения в высшем учебном заведении принимаются решения по вопросам:
1) утверждения правил внутреннего распорядка высшего учебного заведения, нормативных документов по вопросам студенческих городков и общежитий для проживания студентов и аспирантов;
2) утверждения основных образовательных программ высшего учебного заведения;
3) отчисления студентов, аспирантов из высшего учебного заведения;
4) перевода студентов, аспирантов, который обучается за счет средств бюджета, на обучение по договору с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами;
5) перевода студентов, аспирантов, который обучается по договору с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами на обучение за счет средств бюджета;
6) повышения платы за обучение студентов и аспирантов;
7) назначения проректора, заместителя декана, который отвечает за работу со студентами;
8) размещения студентов, аспирантов в общежитии и выселения из общежития.
Предусмотрено право студенческого самоуправления приобрести права юридического лица после государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, настоящий законопроект предполагает наделение студенческого самоуправления реальными возможностями воздействия на организацию учебной жизни студентов и аспирантов, влияние на организацию учебного процесса высшего учебного заведения, создает финансовую основу функционирования института студенческого самоуправления, дает учащимся реальную возможность отстаивать свои права и законные интересы, продвигать студенческие инициативы, и, в конечном счете, позволит сформировать у молодого поколения опыт непосредственного участия в решении собственных проблем, самоуправления и гражданской активности.