Интернет-издательство «Контрольный листок»
Среда, 24.04.2024, 06:57
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Литературные прибавления к «Контрольному листку», 2015, № 2
 
Эссе, найденные на Большой Морской
 
Автор-составитель - © Даниил Печерников
 
 
Это было одно из мероприятий, организованных клубом знакомств «11-я линия». В тёплый сезон практиковались поездки на турбазы на выходные дни.
Организатором была вице-председатель клуба, Елена, недавно вторично вышедшая замуж за Глеба Сегалёва, одного из тех преподавателей петербургских вузов, которые ещё оставались от прежних научных традиций подавляемого образования.
Сам Сегалёв решил организовать необычное мероприятие в духе старых времён – вечер с чтением. На углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка он за день до поездки нашёл флэшкарту «Кингстон», потерянную неизвестно кем, но, несомненно, преподавателем из Университета технологии и дизайна, поскольку на этом носителе были записаны дубликаты эссе, представленные студентами на ежегодный конкурс работ.
Гостей в центральном коттедже, где было назначено чтение, собралось всего четверо. Но Сегалёв не ожидал, что найдётся много слушателей. Почти все приехали на эту базу на три дня ради иных развлечений.
Но не такой оказалась Мария Ефимова. Из всех постоянных посетителей клуба она была самой младшей, всего двадцать четыре года, что в клубной среде считалось крайней редкостью. Мария превосходно рисовала и уже была известна своими выставками. И разнообразие тематики её работ – но всё же в большинстве случаев петербургской – позволяло отметить необычные способности.
Полной противоположностью ей по характеру была Ольга Межакова. Внешне некрасивая, массивная, она не скрывала своего аристократического происхождения, к окружающим относилась с известным снобизмом. Больше всего она любила рассказывать про то, что её семье до 1917 года принадлежал один из домов в исторической части города, и не где-нибудь, а на солнечной стороне Невского проспекта.
Третий слушатель, Денис Шувалов, себя титуловал графом Шуваловым, но неизвестно, был ли он действительно графом или просто однофамильцем. Этим летом он отметил сорокалетие, но выглядел так хорошо, что не стесняясь, мог бы взять жену намного моложе себя, и, похоже, к тому шло, поскольку Мария приглядывалась к нему. Даже при поездке на базу они в автобусе нарочно сели рядом. Будучи по профессии агентом по аренде квартир и комнат, Денис не любил, когда его называли этим заимствованным словом «риелтор» и реагировал на это старой цитатой: «Я не извозчик, я водитель кобылы». Свободное время он уделял литературе, не исключая и откровенных заказов на эссе и рефераты, если не большее, превосходно владел технологией рекламы, и понятно, с Марией ему было о чём поговорить.
В последний момент к ним присоединился сверхштатный сотрудник издательства религиозного журнала «Фома» Юрий Репищев. Происходил он из потомственного приходского духовенства, и этим объяснялось его мировоззрение.
- Значит, предлагаете устроить вечер с чтением эссе? Но ведь они достались Вам с чужого носителя, кем-то потерянного. Это всё равно, что читать чужие письма. Как это, с точки зрения нравственности.
- Это не письма, - возразил Глеб – Это работы, которые предоставлены на последний ежегодный конкурс творческих работ в Университете технологии и дизайна. Точнее, их копии, оригиналы есть в самом вузе.
- Я тоже за чтение, - добавила Мария – хотелось бы знать, чему учат сейчас студентов.
Она сама закончила этот вуз два года назад, а тогда преподаватели в своём большинстве ещё читали работы.
- И я тоже, - поддержал остальных Денис – Сам пишу работы на заказ, и мне тоже иной раз о нравственности выговаривают. И это – в условиях, когда преподаватели научным руководством занимаются только на бумаге, и бумага эта называется ведомостью по оплате нагрузки за научное руководство. Мне интересно узнать – что пишут другие исполнители.
- Итак, чтение состоится! – объявила Елена.
- А за рассуждения о нравственности чтецом будет Юрий Репищев! – подхватил Денис. За это предложение стали все, и Юрию ничего не оставалось.
Небольшой ноутбук был включён, носитель вставлен. Выбрав наугад файл (всего их оказалось шестнадцать), Юрий открыл его. Читал он монотонно, как и полагалось ему по его духовному званию.
 
1.Индивидуальные и общественные потребности. Их взаимосвязь
 
Тема моего эссе «Индивидуальные и общественные потребности. Их взаимосвязь».
В своей работе я расскажу о том какую роль играют потребности человека, какое значение они имеют для личности и общества в целом.
В настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от интенсивности их удовлетворения зависит уровень развития личности.
Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.
Все потребности можно разделить на общественные и индивидуальные. Отличаются они только одним: индивидуальные потребности ощущаются человеком напрямую, а общественные представляют собой механизм, позволяющий их лучше удовлетворять.
Индивидуальные потребности - это продукт эволюции организмов. Организмы, не имеющие потребностей, не могут существовать; а жизнеспособные, имеющие потребности – процветают. Механизм потребностей реализован в форме стимулирования поведения, ведущего к повышению выживания организма.
Потребности имеют форму выражения – желания: голод, холод, страх, любопытство, и т. п. Например, желание в уважении может выражаться в форме честолюбия, стремления к славе. В отличие от потребностей, имеющих четкое эволюционное обоснование, форма выражения потребностей может быть иррациональна. Хотя она тоже является продуктом эволюции, однако эта эволюция происходила на разных этапах и с разной скоростью: эволюция химическая, биологическая, культурная. Форма проявления потребности, появившись на каком-то этапе, консервировалась в генетическом или культурном коде, и часто переживала время своей актуальности. Такова, например, любовь к шоколаду или подсознательный страх перед змеями – имея в основе рациональные потребности в питании и защите, они имеют на сегодня неактуальную форму выражения, которая не помогает выживать, а, наоборот, мешает. Есть и культурные потребности, на сегодня уже устаревшие: например, потребность в боге или институт уважения в мужской среде к бабникам. Влияние иррациональных проявлений потребностей на нашу жизнь и действия огромно, и сохранить рациональность поведения нам позволяет только наличие разума и опережающая эволюция мышления, науки и просвещения, а также «рационализирующее» воздействие общества, удерживающего поведение каждого человека в общих «средних» допустимых рамках.
Потребности вступают в противоречие, если требуют ограниченных ресурсов. Что интересно, по этим ресурсам можно отнести потребности к материальным (еда, защита), социальным (отношение других людей) и информационным (искусство, знания). Материальные ресурсы ограничены, так как потребление их одним человеком уменьшает потребление их другими. Информационные ресурсы не ограничены: одну и ту же информацию могут потреблять бесконечное количество людей. Социальные ресурсы, наоборот, часто имеют «антиконкурентную» форму, удовлетворяя потребностей тем большего количества людей, чем больше в них вовлечено.
Потребности в силу своей рациональности имеют существенное значение: они мотивируют, то есть побуждают человека и общество к действиям. При этом каждая потребность имеет предел насыщения, при котором стимулирующий сигнал затухает.
Что же можно сказать об общественных потребностях? Если общество как форма организации людей является продолжением эволюции, то задачи общества проистекают ровно из тех же задач сохранения и развития жизни. Развитие жизни также имеет ровно одно направление – повышение вероятности ее сохранения. Общество, развивающееся в любую другую сторону в длительном периоде нежизнеспособно по самому определению жизнеспособности.
Для выполнения своей функции общество должно выполнять две задачи: создавать наилучшую среду для выживания элементов (человека) и повышать вероятность выживания самого общества (множества людей).
Общество состоит из людей и связей между ними. Выживание человека, как я написал выше, полностью описывается набором его потребностей, значит, первая потребность общества – наиболее полное удовлетворение индивидуальных потребностей человека. Многие считают общество делом рук человека, его «инструментом», и поэтому на этом список целей существования общества завершают. Но общество, хотя состоит из людей и представляет собой структуру связей, слагающихся из действий людей, превосходит просто набор отдельных людей. Как безжалостные законы естественного отбора привели к тому, что выживает только тот, кто лучше умеет выживать, так и в отношении различных форм общественной организации отбор оставил только те, которые выработали механизмы для собственного выживания.
Таким образом, общество представляет собой еще одну единицу эволюции, которая имеет свою эволюционную историю. Впрочем, законы выживания остаются теми же самыми, следовательно и потребности общества должны быть теми же самыми: 1) защита 2) питание 3) развитие. Если человек оперирует личным поведением для получения еды, знаний и создания безопасности от врагов и естественных опасностей, то общество - внутренней организацией для эффективного ведения экономической, научной и оборонительной деятельности.
Завершая разговор о потребностях, я хочу сделать следующий вывод: общественные и индивидуальные потребности человека тесно связаны между собой. Индивидуальные потребности являются неотъемлемой частью общественных, участвуют в процессе их формирования и развития. Человек – это структурная единица общества, без которой оно не могло бы существовать. Следовательно, без индивидуальных потребностей членов какого-либо социума, сложно представить себе потребности общественные.
 
***
 
- Автор не подписался, - вздохнул Юрий.
- А разве было когда-нибудь в мужской среде уважение к бабникам? – выразил удивление Денис. – Насколько мне известно, может быть так, что у какого-то мужчины очень много женщин, а вот одной как раз и нет!
- Об этом тревожиться тебе не стоит, - поддержала его сидевшая рядом Мария.
- А если сказать про то, на что Вы посетовали, господин Репищев, - продолжил Денис – то автор мог бы подписаться «Выбегалло».
Денису не пришлось пояснять. «Понедельник начинается в субботу» он прочёл в четырнадцатилетнем возрасте, а присвоение имени братьев Стругацких доселе безымянной площади к югу от Московского Парка Победы было одной из самых недавних новостей.
- «Человек, товарищи, есть хомо сапиенс, который может и хочет. Может, эта, все, что хочет, а хочет все, что может. Нес па, товарищи? Ежели он, то есть человек, может все, что хочет, а хочет все, что может, то он и есть счастлив. Так мы его и определим», - по памяти процитировал Денис – То есть автор пишет исключительно о материальных потребностях. А насчёт естественного отбора – в человеческом обществе его нет и никогда не было, всё похожее на него стараются добить. В человеческом обществе идёт искусственный отбор, и похоже, в последние года два, максимум три, - в направлении потребительской психологии. Фурсенко – не который футбольная голова, а его брат, который придумал ЕГЭ, - как-то откровенно проговорился: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Здесь ещё есть эссе - о потребностях, и не одно, - сказал Юрий и приступил к их чтению.
 
2.Человек и его потребности (Юрий Попов)
 
Человек очень глубокое и широкое понятие. Сколько людей, столько и мнений. И невозможно найти два одинаковых человека. Люди живут, люди имеют потребности, и у всех они очень разные. Чтобы удовлетворить эти потребности у человека появляется мотивация деятельности и поведения. Она определяет суть личности, является основой индивидуальности каждого из нас. Одним из наиболее значимых видов её является сложная мотивация, которая будет рассмотрена в данной работе. Также я попытаюсь понять, что такое немотивированное поведение и конфликт мотивов.
Существует множество типов поведения, которые представляются мотивированным физиологически, таких как еда, сексуальная игра и т. п. Клинические психологи давно обнаружили, что любое поведение может служить каналом для проявления различных импульсов. Иными словами, любое поведение полидетерминировано, то есть имеет сложную мотивацию. Что касается самих мотивационных детерминантов, любое поведение скорее определяется несколькими или всеми базовыми потребностями одновременно, чем только одной из них. Последнее скорее представляет собой исключение. Процесс еды отчасти служит тому, чтобы наполнить желудок, отчасти тому, чтобы успокоить и умерить другие потребности. Любовью занимаются не только ради сексуальной разрядки, но также ради того, чтобы убедиться в собственной сексуальности, почувствовать себя сильным или насладиться нежностью. Мотивация — непрерывна, она не прекращается, она сложна и нестабильна и является почти универсальной характеристикой практически любого состояния организма. Задумайтесь, например, над тем, что мы имеем в виду, когда говорим, что человек чувствует себя отвергнутым. Статическая психология и поставит точку в конце этого высказывания, и удовлетворится этим. Однако для динамической психологии то же самое высказывание будет косвенно выражать множество вещей, и тому найдется богатое эмпирическое подтверждение. Такое чувство оказывает влияние на весь организм, как в соматическом, так и в психическом аспекте. Более того, такое положение дел автоматически и неизбежно вызывает множество других событий, таких как навязчивое желание вернуть расположение, защитные попытки разного рода, нарастание враждебности и т. д.
Наше поведение целиком направлено на удовлетворение потребностей, обретая в этом свой смысл. Мы можем считать поведение разумным в том случае, если оно определяется потребностями и мотивами, к тому же если оно целенаправленно. Под нормальным поведением мы подразумеваем поведение, адекватное реальности. Большой области нормального поведения противостоит такая же большая область поведения, отклоняющегося от нормы. Мы считаем поведение нормальным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Немотивированное поведение субъекта проявляется в действиях, противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Нередко может возникнуть такая ситуация, когда действие производится без соответствующего смыслообразующего мотива или потребности. Дело в том, что в нашем окружении всегда существуют вещи, явления, которые в прошлом служили средством удовлетворения потребности: если у человека в данной ситуации не возникает смыслообразующий мотив, то эти вещи могут приобрести побудительное значение. Так, например, попавший в наше поле зрения мяч вызывает желание его подбросить. Колокольчик «вызывает» желание позвонить и т.п. Вещь как бы требует известной манипуляции с ней; и здоровый человек совершает нередко поступки под влиянием «побудительного» значения этих вещей.
Немотивированное поведение - поведение, за которым нет ни выбора, ни потребности, поведение без мотива. Если человек делает нечто бездумно, например, по привычке - в таком поведении непосредственно мотива нет (хотя можно придумать и истолковать поведение как в некотором смысле мотивированное). Если человек завтракает просто потому, что он всегда с утра завтракает и не концентрирует свое внимание на ощущении голода (с утра часто вовсе и не хочется есть), то ни воде, ни в завтраке, ни в работе и даже в деньгах у человека мотива нет. Человек, живущий бездумно, по шаблону, живет и действует без мотивов. Если человек делает нечто по принуждению (заключенный в тюрьме шьет рукавицы), у него нет ни выбора, ни потребности, и в этом случае шитье рукавиц не мотивировано, не имеет мотива. Ты шьешь, потому что тебе сказано. Тебя заставили.
Конфликт мотивов человека - внутреннее, психологическое состояние человека, характеризующееся несовместимостью его мотивов, потребностей, побуждений, стремлений, порождающее у него повышенную эмоциональную напряженность и противоречивые действия. Очень часто речь идет о трудностях выбора – профессии, места жительства, партнера, а иногда и просто – расцветки костюма. Как правило, вынесение решения затруднено в силу конфликта желаний – к примеру, желание заниматься любимым делом плохо согласуется со стремлением зарабатывать ощутимо много денег. Конфликт мотивов может оказаться настоящей пыткой, если представления человека изначально формировались в жестких противопоставлениях – это хорошо, а это ужасно плохо. «Черно-белая» психология человека – источник постоянных внутренних конфликтов, очаг хронических напряжений, и этот перманентный стресс прекращается не посредством волевых решений, а через кропотливую работу над собственными представлениями – их анализ и переработку в более реалистичные. Такие же усилия требуются в тех случаях, когда человек буквально «зависает» в муках выбора – конфликт столь выражен и заострен, что ни одно из видимых решений не может быть принято без драматичных последствий.
Таким образом, становится понятна противоречивость и сложность не просто деятельности и поведения человека, но и мотивов, побуждающих её. Как было сказано ранее, поведение определяется несколькими базовыми потребностями и только в редких случаях одной, что обуславливает сложную мотивацию. Порой человек действует по инерции, не задумываясь о смысле совершаемого, не имея никакой почвы деятельности. Это показывает такой вид, как немотивированное поведение. А внутренняя противоречивость индивида и сложность выбора порой раскрывает понятие конфликта мотивов. В общем, человек существо очень сложноорганизованное как физиологически, так и психологически. Очень важно работать над собой и чётко осознавать свои потребности каждому индивиду без исключения. Это довольно многое даёт человеку в плане развития.
 
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz