Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 26.04.2024, 19:19
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Литературные прибавления к «Контрольному листку», 2015, № 2
 
Эссе, найденные на Большой Морской
 
Автор-составитель - © Даниил Печерников
 
 
***
 
- Вот что сейчас пишут, - сказал Глеб, когда Юрий закончил чтение.
- Чтобы кто-то потреблял, нужно, чтобы кто-то производил, - напомнила Мария.
- Ну, здесь не только о материальном, - продолжил Юрий. – Вот эссе, которое называется:
 
3.Потребность человека в принадлежности к социальной группе (Эльвира Клаудзина)
 
В данной работе рассматривается определение потребности, её роль в мире человека, способы и механизмы ее реализации,а именно потребности человека в принадлежности к социальной группе. Эта тема была и будет актуальна во все времена ,так как человек биосоциальное создание и потребность в принадлежности к социальной группе «своих» была с ним всегда. Конечно,эта потребность стоит ниже ,чем физиологические или биологичкские потребности человека (в пище и воде),но она тоже очень важна.
Очень много публикаций посвящено классификации потребностей. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей:
физиологические - желание регулярно и качественно питаться;
потребности безопасности - стремление к предотвращению опасных изменений;
потребности причастности (к коллективу, обществу) - стремление к установлению дружеских отношений;
потребности признания и самореализации (самовыражения) - желание занимать определенное положение в коллективе.
Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.
В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей:
существования;
связи;
роста.
Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи - третьей и четвертой группам; потребности роста - пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.
Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.
Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы:
гигиенические;
мотивирующие.
К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.
При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.
В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:
1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.
Биологические (естественные) потребности - то всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
Материальными в данном контексте являются потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности.
Социальные потребности. В начале XX века в социальных науках господствовали теории инстинктов социального поведения. Английский психолог М. Дауго – в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство принадлежности к массе людей. Другой английский психолог В. Троттер в 1916 году пытался объяснить все психические феномены стадным инстинктом и понимал его как нечто первичное, как склонность всех однородных животных существ к объединению. В это же время итaльянский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как потребность в принадлежности к социальной группе.
Затем З. Фрейд в книге «Психология масс и анализ человеческого «Я»« вводит понятие «идентификация»„определяя ее как механизм эмоциональной привязанности к другим людям. В 30-х годах Э. Мейо в своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил наличие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «социобильности». В дальнейшем в 60-х годах основатель гуманистической психологии А. Маслоу среди потребностей также выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что групповая принадлежность является доминирующей целью человека. Г Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация».
Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой, заключаются в следующем:
человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;
когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира;
эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств -любви или ненависти, гордости или стыда;
поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.
Итак, в сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.
Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежат множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы:
объективные природные идентичности – человек, пол, возраст;
объективные социальные идентичности – национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия;
субъективные идентичности – ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр.
В определенное время в зависимости от сложившихся обстоятельств одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную иерархию. Человек воспринимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Эта идентификация означает своеобразную призму, сквозь которую человек воспринимает окружающий мир. Она же определяет параметры cpaвнения собственной группы с другими группами и человек реагирует на мир и окружающих людей с позиций своей групповой принадлежности.
При изменении обстоятельств (внешних или внутренних) мест доминирующей занимает другая идентификация, строится новая иерархия в сознании субъекта, восприятие окружающего мира и поведение человека изменяются. Необходимо отметить, что перестройка некоторых идентификационных иерархий может происходить довольно часто. Например, на работе преобладают профессиональны идентификации, дома - семейно-ролевые, в общении с друзьями половые и возрастные, в общении с представителями других стран культурно-этнические, культурные, религиозные и пр. Таким образом группа, в которой в данный момент находится человек, предопределяет идентификационную иерархию.
Необходимо отметить, что в последние годы в научной литературе в качестве обозначения групповой принадлежности принят термин «групповая идентичность».
Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах. Они влияют на:
психофизиологию человека (психофизиологический эффект);
деятельность человека (эффект социальной лени);
мышление человека (эффект синергии и эффект группомыслия)
поведение человека и его мнения (эффект конформизма, эффект подражания);
восприятие окружающих людей (эффект ореола и эффект бумеранга);
общение и взаимодействие с другими людьми (эффекты «мы и они», группового фаворитизма и группового эгоизма);
эмоционально-волевую сферу человека (эффекты маятника, волны и пульсара
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, можно классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:
- потребности для других;
- потребности для себя;
- потребности вместе с другими.
Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя».
Потребность «для себя»: потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы.
Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.
1. Духовные потребности.
Как отмечено выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества. Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.
2. Ценностно-ориентированные потребности.
Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.
По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.
Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей.
Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их массовости приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до употребления наркотиков. Извращенными (вредоносными) называют те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек».
Наконец, последняя из групп ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности.
Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе в своей книге «Одномерный человек»: «Ложными» являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате - эйфория в условиях несчастья.
В случае рассмотрения потребности человека в труде ярко проявляется ее взаимосвязь с потребностью к принадлежности к социальной группе. Социальные контакты, которые работники устанавливают с товарищами по работе в процессе профессионального труда, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на их трудовую мотивацию.
Чтобы помочь работникам в удовлетворении этой группы потребностей, некоторые компании сознательно организуют коллективные мероприятия, позволяющие объединить и сплотить рабочий коллектив - общие празднования знаменательных для организации событий и дат, выезды на природу. Любые коллективные мероприятия обеспечивают прекрасную возможность для установления и поддержания дружеских взаимоотношений. Если работникам длительное время приходится работать в одиночестве, они начинают испытывать серьезный дискомфорт, что негативно сказывается на их рабочих результатах, ухудшает отношение к работе и вызывает высокую текучесть кадров.
Таким образом, исследовав различные группы потребностей человека и уделив особое внимание к социальным потребностям, напрашивается вывод, о том, что эта группа потребностей является одной из важнейших, хоть она все равно будет второй по значимости после биологических потребностей. Потребность человека в принадлежности к социальной группе является основной из всех социальных потребностей и останется таковой всегда.
 
***
 
- Обо всём и ни о чём, намешано отовсюду, но пытаются обосновать групповую принадлежность биологической природой человека, - прокомментировал Глеб.
Денис развил критику:
– Только у людей есть право собственности и её наследования, только люди способны на интриги, в животном мире нет вида, который был бы одновременно хищником и паразитом. Написавший это – человек либо сам с законченной потребительской психологией, либо навязывает её другим. И потом, что автор понимает под обществом. Кто-нибудь помнить откровенное признание из Войновича «Москва 2042»?
- Я помню, - сказал Глеб – «… есть ли вообще разница между народом, населением, обществом, толпой, нацией или массами? И как назвать миллионы людей, которые восторженно бегут за своими сумасшедшими вождями, неся их бесчисленные портреты и скандируя их безумные лозунги. Если ты хочешь сказать, что самое лучшее, что есть среди этих миллионов, – это и есть народ, то тогда ты должен признать, что народ состоит всего из нескольких человек. Но если народ – это большинство, то я тебе должен сказать, что народ глупее одного человека. Увлечь одного человека идиотской идеей намного труднее, чем весь народ».
- И как раз такой безумной идеей и увлекают сейчас народ-население-общество, - продолжил Денис – Идеей всеобщего потребительства, консьюмеризма. Я видел рекламу компании, основанной Светланой Моутиециду, там на весах – на одной чаше земной шар, а на другой – горы золотых монет. То есть – всё можно купить, нужно только знать цену?
- Но сейчас многие так думают, - сказала Ольга.
- Я категорически против этого, - твёрдо возразил Денис – Для меня есть то, что ценнее денег, и то, что страшнее смерти. И что автор сказал бы о моей потребности – действовать невзирая на мнение окружающих? Кто эти окружающие? Может быть, персонажи Достоевского, попросту, идиоты, да ещё влившие в себя бездонную бочку пива? Значимо ли чьё-то мнение для меня или нет? Лучше избегать встречи с человеком, от которого у тебя даже в случае победы нет никакой выгоды: пусть ты в его мнении будешь трусливым, чем от общения с ним дойдёшь до истерики.
Денис произносил эти слова настолько раздражённо, что Мария повернулась к нему.
- Тебе такое приходилось? – спросила она.
- К сожалению, да. И именно понесённое горе, о котором лучше не рассказывать, сделало меня таким.
- Можно сказать, эссе даже на доклад не тянет, - подвёл итог Глеб. – Обо всём и ни о чём, а главное – потреблять, потреблять и ещё раз потреблять. Господин Репищев, читайте следующее эссе.
Юрий открыл следующий файл и приступил к чтению.
 
4.Манипулирование потребностями в современной рекламе (Дарья Панкратова)
 
Манипулирование. Потребность. Реклама. Многоточие.
Сколько продлится период порабощения человеческих мыслей никто не знает, собственно , как и никто не осознаёт того, нужна ли полная свобода, та, о которой писали русские классики, и которая остаётся неизведанной сегодня.
Реклама в современном обществе занимает невообразимые пространства. Она беспощадно заманивает людей в свои сети, затянувшие плотными нитями весь мир. Рекламщик ,в данном контексте , становится кукловодом, и он с лёгкостью управляет теми, кто бездумно воспринимает подаваемую информацию.
Из омута обманчивых иллюзий.
Очнись, стряхни чарующий гипноз…
Манипулирование потребностями человека осуществляется под воздействием таких факторов как: когнитивный (познавательный), эмоциональный (аффективный) и поведенческий (конативный) . Каждый из приведённых факторов несёт в себе особую смысловую нагрузку. Это единая цепь, в которой не может быть разорванных звеней . Иначе , люди не обратят внимания на такую рекламу.
Когнитивный аспект связан тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Изучение когнитивного компонента предполагает анализ ряда процессов переработки информации, таких, как ощущение и восприятие, память, представление и воображение, мышление и речь. В рекламной деятельности чаще всего используются зрительные, слуховые, вкусовые, двигательные, обонятельные, осязательные и некоторые другие виды ощущений. Здесь становится актуальной проблема исследования ощущений, возникающих при восприятии рекламы или при потреблении рекламируемого продукта. В отличие от ощущений, восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений. При восприятии рекламной информации исключительно важная роль принадлежит формированию перцептивного образа, который оказывает (или не оказывает) самое существенное воздействия на поведение покупателя. Образы прямо адресованы чувствам человека. Их смысл понимается посредством хорошо налаженного на уровне сознания процесса. Человек видит и слышит лишь то, что ему нравится ,то, что ему хочется. Память - важный психический процесс, имеющий прямое отношение к рекламной деятельности. Все виды памяти так или иначе вовлечены в процесс восприятия и переработки рекламной информации. Мышление - обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Существует множество видов мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез и другие). Все они активно используются в рекламе, особенно ассоциации.
Аффективный компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво. Помимо зрительной, у людей очень устойчивой является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно - неприятно, понравилось - не понравилось.. Рекламные материалы неизбежно навевают неосознаваемые эмоциональные образы. Специалисты считают, что симпатия к товару пропорциональна симпатии к рекламной информации.
Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательном уровне. На первом, из выше перечисленных уровней, проявляются мотивации, потребности, воля человека. На неосознаваемом уровне человек полагается на свою интуицию и действует по шаблонам.
Как поступать: подчиняться или властвовать собой? Кем быть: рабом или властителем? Каждый человек выбирает для себя сам: идти ему по лёгкому пути, который предлагают медиабайеры или же по пути самостоятельному, не позволяя современной рекламе манипулировать собственными потребностями!
 
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz