Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 27.04.2017, 10:13
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 826
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2015, № 12
 
Художественный раздел
 
Как написать хорошую курсовую работу

 

© Е. Э. Васильева

 

Окончание. Начало см. в № 9, № 10, № 11

 

4. Подготовка к защите курсовой работы

 

Окончательная оценка за курсовую работу складывается на основе трех критериев: качества ее содержания по мнению научного руководителя, оформления и результатов защиты. Очень часто неумение отстоять свою точку зрения и неубедительность выступления на защите перечеркивают все прочие достоинства работы. Поэтому к защите необходимо тщательно подготовиться.

Вопрос о допуске курсовой работы к защите решает научный руководитель. В идеале черновой вариант работы должен быть представлен руководителю не менее, чем за месяц до защиты, чтобы у студента было время внести необходимые исправления и дополнения. Если это условие не соблюдается, улучшать работу некогда, и это может повлиять на итоговую оценку. Считается, что готовый текст (с учетом изменений и дополнений) должен быть представлен руководителю не позднее, чем за неделю до защиты, чтобы он смог спокойно и внимательно прочитать и оценить работу. Очень часто курсовые работы попадают к научному руководителю чуть ли не за день до защиты, что ставит его в трудное положение, и поэтому он вправе не допустить их авторов к защите. С учетом того, что обычно преподаватель руководит не одной, а несколькими курсовыми работами, можете себе представить, что бывает, когда все его студенты приносят свои «произведения» в последний день.

Защита курсовых работ происходит в присутствии комиссии, состоящей из 2-3 преподавателей, и студентов-однокурсников, включенных в данную группу (обычно 6-8 человек). Каждому выступающему дается 5-7 минут для краткого изложения полученных результатов. В выступлении должны быть показаны актуальность темы и степень ее изученности, аргументирован ваш интерес к данной теме, сформулированы цели и задачи работы, а также кратко изложены основные выводы. По сути дела, все это говорится во введении и в заключении, которые и нужно положить в основу вашего выступления. Ни в коем случае не стремитесь пересказать все содержание работы. Наоборот, сосредоточьтесь на самых интересных и важных положениях, которые попытайтесь представить в наиболее выигрышном свете. Вы можете использовать заранее заготовленные плакаты, изобразить важные с вашей точки зрения график или схему на доске, но лучше всего подготовить презентацию в формате Power Point, что позволит не только хорошо структурировать материал, но и сделать ваш доклад более зрелищным.

Чтобы ваше выступление прошло гладко, целесообразно подготовить его конспект или полный текст. Поскольку долго говорить вам не позволят, имеет смысл проговорить заготовленный текст дома, чтобы в случае необходимости сократить его до нужного размера. Если у вас нет опыта публичных выступлений или вы от природы стеснительный человек, стоит потренироваться еще более серьезно.

Но главным в защите курсовой работы является не ваше заранее подготовленное выступление, а умение быстро и точно отвечать на вопросы членов комиссии. Если вы писали работу сами и хорошо знаете ее содержание, вам нечего бояться. Отвечайте с максимальной уверенностью, но не ведите себя агрессивно. Если вы не знаете правильного ответа на вопрос, лучше сразу в этом признаться.

 

5. Разное

 

5.1. О плагиате

 

В современном мире уважение прав интеллектуальной собственности стало неотъемлемым признаком цивилизованного поведения и высокой культуры. К сожалению, на постсоветском пространстве к этой проблеме относятся совсем по-другому, отсюда широкое распространение видео - и аудиопиратства и самый бессовестный плагиат, в том числе, в научных публикациях. Некоторые «труды» отечественных «ученых» представляют собой умело скомпонованные отсканированные фрагменты чужих текстов. Но по своей сути присвоение чужих мыслей и идей - это такое же воровство, как и кража кошелька из чужого кармана. И со временем, когда наше общество, наконец, усвоит общемировые правовые нормы, такие «воры» все чаще будут привлекаться к суду с крайне неблагоприятными для себя последствиями, т.к. им придется компенсировать моральный ущерб, который обычно оценивается в астрономических цифрах. Поэтому, если вы собираетесь стать добросовестным специалистом, лучше учиться уважать чужую интеллектуальную собственность смолоду.

Плагиатом называется полное или частичное присвоение авторства на чужое произведение науки, искусства, литературы, изобретение и т.д. Если вы приводите чужое высказывание, не взяв его в кавычки, - это и есть плагиат. Поэтому, конспектируя источники, не забывайте помечать, где вы переписывали текст дословно, а где писали своими словами (при копировании и так все ясно).

Наиболее удачное перефразирование получается тогда, когда вы внимательно прочитали какой-либо отрывок, а затем изложили его содержание, не подглядывая в оригинал. Оно свидетельствует не только об уважении прав интеллектуальной собственности, но и о достаточно хорошем понимании материала. Однако существует и лжепересказ, который представляет собой плагиат в замаскированном виде. В этом случае исходный текст подвергается лишь самым незначительным изменениям (некоторые слова заменяются синонимами, но структура и логика текста остаются прежними).

Чтобы сказанное стало более понятным, приведем примеры цитаты, честного и нечестного перефразирования.

 

Цитата

 

Исследуя роль денег в рыночной экономике, Я. Корнаи писал: «Деньги играют активную роль, если фактическое поведение принимающих хозяйственные решения зависит от того, какими денежными средствами они располагают... Существует тесная связь между жесткостью бюджетного ограничения и активностью денег. Собственно говоря, речь идет здесь даже не о двух понятиях, а об альтернативном описании одного и того же явления с двух точек зрения» [Корнаи Я. Дефицит / Пер. с англ. - М.: Наука, 1990. - 608 с. - с. 532]

 

Честное перефразирование

 

Исследуя природу денег в рыночной экономике, Я. Корнаи отмечал их активную роль. По его мнению, поведение экономических субъектов во многом определяется размерами имеющихся у них денежных сумм. Он также указывал на зависимость активности денег от степени жесткости бюджетного ограничения.

 

Нечестное перефразирование (замаскированный плагиат)

 

Исследуя роль денег в рыночной экономике, Я. Корнаи писал о том, что они играют активную роль, поскольку поведение лиц, принимающих хозяйственные решения, зависит от наличия у них денежных средств. По мнению Корнаи, существует тесная взаимосвязь между жесткостью бюджетного ограничения и активностью денег. Более того, он утверждал, что здесь речь идет не о двух разных понятиях, а о разных подходах к описанию одного и того же явления.

 

Чтобы сделать нечестное перефразирование честным, достаточно поместить в конце соответствующего высказывания ссылку на источник.

 

5.2. Для чего нужен научный руководитель, и как извлечь из общения с ним максимальную пользу

 

Как вы могли уже убедиться, написание и защита курсовой работы - это непростое дело. Реальную помощь здесь может и должен оказать ваш научный руководитель.

Существующая система такова, что научного руководителя вы, как правило, не выбираете - обычно его назначает кафедра в соответствии с распределением учебной нагрузки между преподавателями. Но в любом случае вы имеете дело с квалифицированным и более опытным специалистом (даже если это недавний выпускник вашего же факультета), который способен подсказать:

•какую выбрать тему

•как правильно составить план

•как лучше спланировать свою работу

•где искать ту или иную информацию

•на что обратить внимание при подготовке к защите

•и многое другое.

В крайнем случае, если назначенный руководитель по тем или иным причинам совсем вам не подходит, можно попытаться поменяться с кем-то из однокурсников. Однако при этом необходимо получить как минимум согласие бывшего и будущего научного руководителей, а иногда и заведующего кафедрой.

В общении с научным руководителем важно избежать двух крайностей: либо полностью отказаться от его помощи, стремясь к максимальной самостоятельности, либо надоедать ему бесконечными вопросами вплоть до просьбы дать готовый план и список литературы. В первом случае консультации с научным руководителем позволят избежать ошибок, которые вы не смогли бы или не успели исправить. Во втором случае следует помнить, что это ваша работа, и делать ее за вас не входит в обязанности научного руководителя.

Чтобы встреча с научным руководителем принесли максимальную пользу, к ней нужно заранее подготовиться. Вы должны продумать, на какие конкретные вопросы хотели бы получить ответ и в какой помощи нуждаетесь. Если вы этого не сделаете, это будет просто потерянное время.

Очень важно помнить (и не только в данном случае), что ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК. Не стоит звонить научному руководителю в шесть утра или двенадцать ночи, чтобы услышать полезную рекомендацию или вразумительный ответ на ваш вопрос. Студент, уважающий своего преподавателя, никогда не принесет ему курсовую или другую письменную работу за день (или ночь) до защиты.

Но, конечно же, научные руководители бывают разные, и к этому нужно относиться философски...

 

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz