Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 26.04.2024, 01:37
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2014, № 4
 
Кабинет методиста
  
Личностно-культурологическая модель школьной географии
  
© А.С. Ермошкина, ведущий научный сотрудник лаборатории географии ГНУ ИСМО РАО, Москва
  
Продолжение. Начало см. в № 3.
  
 Географическая наука
 
На изменении модели содержания школьной географии в значительной степени влияют достижения базовой науки. Для того чтобы понять, обосновать новые подходы к структурированию учебного предмета, важно выяснить, каковы тенденции развития географической науки и их возможное влияние на школьную географию.
Традиционное деление системы географических дисциплин на физическую и экономическую (социальную, общественную) подвергается серьезному критическому анализу, что вызвано реальными потребностями общества в целостном взгляде на мир, на окружающую среду.
В науке географии происходит явный поворот от разделения ее на две ветви — природную, т.е. физическую географию и общественную, т.е. экономическую и социальную, — к единой географии.
Проблема является остро дискуссионной, но она отражает объективную потребность интеграции, объединения частных географических дисциплин. В объективной реальности, в географическом пространстве все с большей остротой проявляется органическое переплетение природного, экономического, социального и духовного. География, как и другие науки, все более признает правомерность и необходимость синергетического подхода к вопросам о целостности развития систем. Синергизм, считают ученые, — одно из магистральных направлений развития науки, в том числе географии.
Новые методологические подходы обосновывают рассмотрение конкретно-исторического геопространства как интегральный результат со-развития, самоорганизации природных и общественных систем (процессов). В этом — единство географического пространства.
Решение методологических проблем единства и интеграции географических дисциплин позволяет решить кардинальные методические проблемы: разобщенность знаний, фактологизм, отсутствие целостного подхода, фрагментарность ценностных компонентов, трудности в структурировании курса (особенно — региональных разделов).
Научно-методические ориентиры, направленные на создание целостной системы знаний, дают возможность выстраивать содержание учебного предмета в единой логике взаимодействия человека и природы. Сближение двух основных, разобщенных ветвей (физической и общественной) географии позволяет структурировать содержание школьного курса междисциплинарно, интегративно, где культурологические аспекты являются его органической частью.
Для школьной географии важна научная разработка теоретико-методологической базы учения о районировании, что помогло бы упорядочить содержание региональной части курса. Предложение выделять районы вначале по общекультурным признакам, затем экономическим и далее — расселенческим может быть весьма продуктивным в моделировании содержания школьной географии.
Поиск научно-методологических ориентиров, направленных на создание целостной системы знаний, характерен для ландшафтоведения, которое определяется как интегратор физико-географического знания, инструмент и результат физико-географического синтеза. Современное ландшафтоведение стремится соединить три фундаментальных направления: структурно-генетическое, функционально-динамическое, историческое. Их важно сочетать с направлениями антропогенными, понимая, что внутриландшафтный синтез обусловлен их одновременным взаимодействием.
«Главнейшая стратегическая цель — встраивание ландшафтоведения в единую систему наук о Земле и в общую (единую) географию». Целостный подход необходим для оценки воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, а через нее — на здоровье населения. Ландшафтоведение должно развиваться не только как научная географическая дисциплина, но и как часть общей географии и как ландшафтная политика, которая в будущем должна быть включена в стратегию развития государства. В этом положении отражена актуальная тенденция географии: сближение, взаимосвязь двух основных, традиционно разобщенных ветвей — физической и общественной.
На повестку дня ставятся общественно-географические проблемы освоения пространства и природных ресурсов, что убедительно показано относительно Мирового океана и может составить интересный и мировоззренчески важный компонент содержания. Основная идея, по мнению авторов, состоит в том, что потребности мирового хозяйства будут все в большей степени удовлетворяться за счет Мирового океана, использования его пространства и ресурсов, в результате чего океан может стать либо сферой сотрудничества, либо сферой противостояния. Мировой океан — это связующее звено мирового сообщества. Контактная зона суша-море используется наиболее интенсивно, характеризуется высокой концентрацией морехозяйственной деятельности. Географы приходят к мнению о необходимости создания комплексной науки — географии океана. Необходимо развивать теоретические подходы к междисциплинарной науке, раскрывающей идеи связи глобальной проблемы освоения ресурсов Мирового океана с международным разделением труда. Создаваемая наука должна быть основой для развития всех видов морехозяйственной деятельности.
В решении этих задач очень важна культурологическая, личностно-психологическая составляющая. Общественная география призвана формировать «океаническое мышление»:
1) океан един, а суша раздроблена;
2) континентальность стран невыгодна, приморское положение — выгодно;
3) современная мировая экономика сформировалась с учетом этих факторов;
4) современное мировое хозяйство развивает множество видов морехозяйственной деятельности, геоэкономическая роль Мирового океана очень велика.
Таким образом, географическая наука преодолевает разрыв между природной и общественной географией прежде всего там, где она должна вносить свой вклад в решение социально-экономических проблем, регионального или глобального масштабов. Тем самым усиливаются аксеологические аспекты содержания, что очень важно для школьного курса географии, формирования мировоззрения учащихся.
Разработка целостного подхода к изучению географических явлений и процессов, показ роли географической науки в жизни общества, решении актуальных вопросов особенно важны для курса географии России.
К новым вопросам содержания, где ярко проявляется потребность в географических исследованиях, относится проблема глобального потепления, которая очень актуальна для понимания климата страны, оценки климатических ресурсов и прогнозов развития Российского Севера. Потепление климата в России выше, чем на других территориях. Как они повлияют на жизнь общества? Что положительного несет нам потепление? В чем его опасность? Только целостный подход к проблеме позволяет объективно рассматривать происходящие явления и определять возможности общества в сохранении условий жизни. Тем самым закладываются первые элементы географической компетентности, понимание учащимися значения географических знаний и умения их использовать в конкретных ситуациях.
Наука еще точно не определила, насколько «виноваты» в глобальном потеплении сама природа (т.е. естественные причины) и люди (хозяйственная деятельность). Установлено, что темпы изменения климата ускоряются, видно, как увеличивается количество гидрометеорологических бедствий и соответственно — растет экономический ущерб. В целом меняются условия жизни, быта, хозяйственной деятельности и др. Для социально-экономического развития одних регионов страны климатические изменения могут быть благоприятны, для других, напротив, неблагоприятны. Кроме того, эти условия нестабильны, ситуации могут изменяться, поэтому очень важны географические прогнозы. Основной вывод, который определяет предпосылки к формированию компетентности, заключается в том, что комплекс природных и антропогенных причин приводит к изменению условий жизни и хозяйствования, создает климатические риски.
Что же должно предпринимать сообщество? Очевидно, можно снижать выбросы парниковых газов, т.е. влиять на антропогенный фактор, уменьшать техногенный риск климатических изменений. Но природный фактор нельзя ограничить. В целом придется искать возможности адаптации, т.е. постоянного приспособления общества, экономики к последствиям климатических изменений. Общество должно осознавать неизбежность кризисных климатических ситуаций и разрабатывать меры по защите. В национальную стратегию устойчивого развития необходимо включать систему действий по снижению рисков глобального потепления, адаптации населения и хозяйственного комплекса к климатическим изменениям. Общество должно понимать, что ориентироваться следует не на укрощение сил природы, а на снижение собственной уязвимости к их разрушительным воздействиям.
При этом целесообразно разрабатывать комплекс мер, охватывающий в том числе и образование.
Географическая наука все больше обращается к вопросам формирования культуры и общественного сознания, которые являются средством реализации идей в жизни.
В современных условиях роль общественного сознания, культуры личности резко возрастает, что обусловлено необходимостью преодолевать кризисные ситуации во взаимодействии человека и природы. Важно не только разрабатывать географическую сторону проблем, но и изучать методы формирования экологического сознания, огромное значение которого уже не вызывает сомнений.
Сделаны попытки выделить экологически значимые особенности интеллекта, что само по себе свидетельствует о потребности спроецировать достижения науки в элементы культуры личности и всего социума.
Обращение географов к общественному сознанию детерминировано антропогенным фактором катастрофического развития неблагоприятных явлений, например, аридизации и деградации засушливых земель, загрязнения морей, разрушения хрупкой северной природы в местах нефте- и газодобычи и др. В решении многих экологических, социально-экономических, технических проблем все большую роль играет человеческий фактор, следовательно, образование и воспитание личности (в том числе средствами географии).
Одним из новых направлений географической науки является география культуры. Эта научная дисциплина только зарождается и носит проблемный характер. Бесспорным является утверждение о том, что культура как любое явление (природное, социальное, антропогенное и др.) пространственно дифференцирована и особым образом организована. В настоящее время целенаправленное географическое исследование феномена российской культуры становится настоятельной необходимостью, что предопределяется такими факторами, как масштабность территории, многонациональность, многоконфессиональность, сложное историческое прошлое и др.
География культуры изучает территориальную дифференциацию культуры и отдельных ее компонентов (образа жизни, традиций населения, обычаев, обрядов, элементов материальной, духовной, языковой, экологической культуры, искусства и др.).
Геокультурная реальность складывалась исторически, ибо география культуры возникла с момента зарождения человеческого общества и развивалась как составная, неотъемлемая часть цивилизованного процесса. Одной из задач науки является изучение геокультурных систем, определение взаимосвязей культур, их взаимопроникновения и взаимовлияния.
Анализ развития географических дисциплин и науки в целом показывает, что в ней, как и в других науках, все шире и сильнее проявляются тенденции коэволюционного и синергетического подходов, отражающие объективные потребности в целостном познании географического мира.
Внутренняя и междисциплинарная интеграция науки - плодотворный и перспективный путь развития географического образования.
 
(окончание следует)
 
  
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz