Журналистское расследование
Фрилансеризация рефератного дела: фрилансеры поневоле
© Даниил Печерников
Статью 1 – о фрилансеризации как общей тенденции – см. в № 1
Фрилансеризация проявляется везде, в том числе и там, где сами исполнители не осознают этого. В особенности – когда к этому процессу подключаются преподаватели, а то и совершенно случайные лица. Но и те, и другие ведут себя очень агрессивно.
SEO-оптимизация по-преподавательски
Вы обратили внимание на то, что программа Антиплагиат выдаёт «заимствования» текстов с таких сайтов, с которых никакой исполнитель, даже начинающий, заведомо списывать не станет. С сайтов киргизских турфирм, Интернет-магазинов детских товаров, торгово-развлекательных комплексов и прочего? Причём «заимствования» оттуда оказываются довольно значительными (самый большой известный мне фрагмент составил 36 %). Чем это объяснить?
Никакой текст сам по себе в Интернет попасть не может, он размещается людьми. У каждого сайта есть группа администраторов, как правило, лиц заинтересованных. И они тоже, подобно рефератным посредникам, могут взаимодействовать с преподавателями, только в данном случае преподаватели выступают поставщиками работ или частей работ, только не своих, а ворованных. В отличие от рефератных посредников, где исполнитель поставлен в известность о порядке работы (да что посредничество – даже использование «литературных негров» и то этичнее), преподаватели действуют тайком, по-воровски. Уже давно известно, что на очень интересные и редкие тексты поисковые программы реагируют неожиданно, никакие «продающие» тексты в этом сравниться с ними не могут.
Итак, преподаватель получил и проверил на Антиплагиате или ЕТХТ текст дипломной работы. Какой-то параграф или целая глава ему понравились, в Интернете её ещё нет, и подумал этот преподаватель: вот у меня есть знакомый, друг, родственник, владеющий Интернет-магазином по продаже детских рюкзачков. Отправлю-ка я ему этот текст, путь у себя на сайте разместит. И ничего, что текст – часть работы на тему «Стороны гражданского процесса», к детским рюкзачкам не имеет самого отдалённого отношения, его можно превратить в однопикселевый, невидимый и прочее, ведь на откровенно «недозволенные» приёмы поисковые программы только в рассказах организаторов «курсов-семинаров успешности» реагируют «дисквалифицирующей блокировкой», на самом деле настройки этих программ не позднее весны 2015 года стали такими, что отношение ко всем махинациям и припискам более чем лояльное. Разумеется, широкой публике это не сообщается, это знают «свои», и лишь по сбоям и случайным ошибкам может догадаться об этом посторонний человек, вроде меня. Только так можно объяснить фрагмент диссертации Е.В. Лыковой, посвящённый цветовой символике в произведении С. Клычкова «Чертухинский балакирь», … на сайте Интернет-магазина товаров для детей. Причём найти и воспроизвести его удалось только по функции «сохранённая копия».
То есть исполнители могут оказаться … фрилансерами поневоле, они думают, что пишут дипломную работу, а в итоге её части из-за преподавателей оказываются в Интернете и работают на повышении поисковых позиций не образовательных, а коммерческих ресурсов. Преподаватель с владельцем сайта в доле, да ещё и поиздевается над студентом и работой. Ведь преподаватели применяют Антиплагиат с «презумпцией виновности»: есть текст в Интернете – значит, списано (хотя - как раз обратное: текст из работы намеренно выложен в Интернет).
Самым недавним по времени из моей практики был случай, когда в декабре 2016 года в Интернет попала практическая часть написанной мной работы на тематику брендов. Помню ещё глупое преподавательское замечание: «распишите, как можно заработать на бренде». Сейчас все пишут «заработать» по поводу и без, но только не в отношении труда. Особенно – те, кто вот так чужой труд откровенно ворует.
Продаются бородавки. Отдам по дешёвке. Цена – 1$
«Деловые связи» в рефератном деле иногда относятся к найму особого рода «фрилансеров» из числа «заинтересованных лиц». Я нередко смотрю обновления сайтов не только рефератных посредников, но и настоящих исполнителей, из исполнительских самый лучший – сайт «Наставник». Не без удовольствия прочитал свежий рассказ «Нормальный негодяй», посвящённый конфликту автора с таким вот «фрилансером», представлявшим интересы «группы компаний». Зовут это «заинтересованное лицо» Алексей Шипица (говорящая фамилия, имеет то же значение, что и «бородавка», можете справиться в словарях).
В рассказе есть и ссылка на «картинки с выставки» этого «посредника от посредников», я выбрал из них наименее неприятные, но даже они позволяют судить о больном воображении этого человека, совершенно справедливо названном представителем современной антикультуры.
Хотя бы взять помеси икон с персонажами американских комиксов. Даже такого убеждённого атеиста и сторонника пародирования американских комиксов, как я, это потрясло. А про … ну, не печенье, а леденцы в виде костей и черепов я читал достаточно давно, когда этого самого Алексея Шипицы ещё на свете не было (эпиграмма в журнале «Крокодил» в конце 1983 года, со словами: «Фирмы британские дружат с детьми, прибылей ради ложатся костьми»). И вот сейчас это мы зачем-то «импортировали» из Британии, и не только.
Если человек с такими предпочтениями является заинтересованным в рефератном деле, то я представляю себе, что будет с нашим образованием, если конечно, не помешать этому «чудовищу от антикультуры». Чудовищность тем сильнее, что Алексей Шипица имеет, несомненно, отношение к психологии и вполне может объявиться в качестве очередной мины, подобно тем, про которые я уже рассказывал. Помесь Бышляго, Шлахтера и того самого «Балбесника» (как я называю Елисея Владимирова, с дури стрелявшего в белку в ЦПКиО).
Появление таких лиц – закономерность искусственно насаждаемой антикультуры и искусственно поощряемого антиобразования. Но куда опаснее их притязания на исключительное положение, в соединении с самой банальной подлостью в отношении тех, чьи рассказы им не нравятся.
(продолжение следует)