Окончание. Начало см. в № 1, № 2, № 3
Немарксистская социология труда
Изменение «модели труда» под влиянием научно-технической революции и качества рабочей силы, способы преодоления отчужденности работников от труда, мотивация труда, природа удовлетворенности трудом, взаимоотношения между рабочими, приемы руководства и другие социологические проблемы труда изучаются в капиталистических странах различными направлениями буржуазной индустриальной социологии и социологии труда. Современная немарксистская социология труда неоднородна по своему содержанию и не имеет единой методологической основы. Для большинства буржуазных социологических исследований характерны эмпиризм, ориентация на практическую реализацию научных результатов, попытки интегрировать в свое русло марксизм, периодическая смена социологических концепций.
В отношении к немарксистской социологии марксисты сочетают принципиальную критику и неприятие буржуазной методологии с использованием их достижений, особенно в методических вопросах проведения конкретных социологических исследований.
Современные социологические концепции стремятся преодолеть ограниченность теоретической основы буржуазной науки о труде - тейлоризма. Ф. Тейлор и его последователи рассматривали рабочего как автоматического исполнителя трудовых приемов, предписанных инструкциями, а основным фактором, определяющим поведение работника, считали ожидание вознаграждения за труд, стремление к получению личной экономической выгоды.
Начало буржуазной социологии труда было положено в конце 20-х - начале 30-х годов доктриной «человеческих отношении», связанной с хотторнским экспериментом, проводившимся под руководством американского социолога Э. Мэйо. Главным объектом исследования явилась бригада из шести работниц по сборке реле. В течение пяти лет исследователи вносили различные изменения в организацию труда бригады:
меняли режимы работы, системы оплаты труда, освещенность и другие параметры. В ходе эксперимента была создана демократическая атмосфера в отношениях между непосредственными руководителями и работницами. Работницам заранее объясняли все вводимые изменения, с ними советовались, учитывали их мнение. У работниц появилось новое понимание своей социальной значимости, интерес к своему труду, групповая солидарность. Это обеспечивало рост выработки независимо от условий труда. В результате наблюдений был сделан вывод, что решающее влияние на увеличение выработки оказывают не материально-вещественные, а человеческие, психологические факторы.
Составными частями доктрины «человеческих отношений» является признание важности взаимных связей и информации между работниками и руководителями;
проведения бесед с рабочими, «снимающих напряжение»;
участия рабочих в принятии решений, касающихся их рабочих мест; влияния неформальных групп на производительность труда. Э. Мэйо считал, что успех экономи-ческой деятельности фирм определяется в значительной степени человеческими проблемами: остротой конфликтов рабочих с администрацией, степенью их удовлетворенности работой, отношением к нововведениям, характером взаимоотношений внутри группы и т. п. Производительность труда зависит от желания работников трудиться, а последнее определяется той оценкой, которую они дают своей деятельности в компании, своим заработкам и взаимоотношениям с другими рабочими и управляющим персоналом.
В 30-е годы буржуазная индустриальная социология интенсивно изучала разнообразные аспекты функционирования «малых групп», особенности взаимодействия индивидов в них в рамках теории «групповой динамики» К. Левина и социометрии Дж. Морено. В этих подходах, по существу, особенности межличностного взаимодействия переносились на общественные отношения, психологизировались социальные явления.
В 50-е годы большое внимание в индустриальной социологии уделялось разработке проблем управления в рамках концепции «социотехнических систем». Американский социолог Д. Макгрегор в начале 60-х годов предложил теорию «управления через соучастие» - учение о стилях обращения с подчиненными.
В 60-70-е годы широкое распространение получила теория обогащения труда американского ученого Ф. Херцберга, автора книг «Стимулы к труду» и «Труд и природа человека». Все побуждения к труду в зависимости от характера воздействия Ф. Херцберг разделил на две группы. В первую группу он включил «внешние» (по отношению к самому труду) факторы: политика компании и методы управления персоналом; стиль руководства, его компетентность; условия труда; социально-психологический микроклимат; денежные вознаграждения;
общественный и профессиональный статус; гарантированность сохранения рабочего места. Во вторую группу факторов им отнесены: содержание работы, сознание своих достижений, признание их окружающими, стремление к продвижению, чувство ответственности, самореализация в труде. Внешние факторы, по Ф. Херцбергу, могут лишь обеспечить нормальный ход работы, снять неудовлетворенность трудом. Они кратковременны по своему стимулирующему воздействию. Истинными стимулами являются факторы второй группы - «мотиваторы», связанные с содержанием выполняемой работы.
Основное положение теории Ф. Херцберга заключается в том, что необходимо в труде использовать потребность человека в творческом самовыражении как основной стимул, т. е. нужно стимулировать труд через сам труд. Для этого следует изменять организацию труда так, чтобы максимально обогатить содержание труда, выполняемого каждым рабочим, передавая ему часть контрольно-управленческих функций.
Теория обогащения труда Ф. Херцберга оказала большое влияние на выбор способов рационализации труда и производства. На предприятиях стали создаваться автономные и полуавтономные группы, призванные модифицировать традиционную конвейерную организацию труда. Такие группы позволяют расширять набор операций, выполняемых каждым работником, смягчать степень регламентированности и внешнего контроля, увеличивая возможности рабочих проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность в труде.
Многообразные эмпирические исследования труда объединяются концепцией «гуманизации труда», ориентированной на создание более человечных условий труда. Ее приверженцы подчеркивают, что труд должен приносить работникам удовлетворение, что существует зависимость между степенью удовлетворенности трудом и уровнем его производительности, что традиционная организация трудовых процессов, вызывающих неудовлетворенность, должна быть изменена.
Совершенствование трудовых процессов, вытекающее из концепции «гуманизации труда», включает в себя следующие направления: ротация работ - чередование видов работ или производственных операций на основе периодической смены рабочих мест в течение рабочего дня, недели, месяца; расширение трудовых функций - увеличение количества операций, выполняемых одним работником на своем рабочем месте, замена одной узкоспециализированной операции несколькими; обогащение труда - мотивирование к труду через сам труд, связанное с использованием в качестве стимулов таких факторов, как удовлетворенность от выполнения своих обязанностей, престижность труда, повышение степени ответственности и самостоятельности при выполнении производственных заданий, перспективы продвижения по служебной лестнице, возможности самосовершенствования в труде. Это направление называют «вертикальным расширением трудовых функций» в отличие от предыдущего, получившего название «горизонтального расширения трудовых функций».
Если в США социология труда не вычленена в качестве самостоятельного научного направления и социологические исследования труда осуществляются в рамках других социологических наук, в частности социологии управления, то иная ситуация в Западной Европе.
Широкий диапазон вопросов, связанных с местом труда в современном капиталистическом обществе, освещен в монографии французских социологов Ж. Фридмана и П. Навиля «Очерки социологии труда» (1961 г.): от занятости населения, распределения рабочей силы, разделения труда и его стоимости до настроения и удовлетворенности трудом; от рабочего движения, форм забастовок до социальной и профессиональной мобильности. В работе рассматривается взаимодействие различных форм жизнедеятельности: войны, семейной жизни, свободного времени.
Современный уровень развития капиталистического производства, для которого характерно обострение социально-экономических и политических противоречий, связан с активизацией социологических исследований труда под лозунгами повышения «качества трудовой жизни» и «качества жизни» вообще. Особенностью современных социологических концепций о труде является то, что они ориентированы на новые условия труда, возникшие под влиянием научно-технической революции. Хотя буржуазная индустриальная социология анализирует реальные проблемы трудовой деятельности, нельзя сказать, что она научно подходит к их исследованию, ориентируясь лишь на утилитарный взгляд на социальные проблемы труда. Ее выводы используются на практике для усиления эксплуатации рабочих новыми приемами и способами, поскольку прибавочный продукт, созданный в результате повышения производительности труда, по-прежнему присваивается эксплуататорским классом. Буржуазная индустриальная социология не в состоянии преодолеть классовый антагонизм между трудом и капиталом, ослабить напряженность классовых отношений.
В 80-е годы в развитых капиталистических странах получили распространение идеи об окончании индустриальной эры и формировании «досуговой цивилизации». Их авторы считают, что под влиянием автоматизации, электронной и микропроцессорной технологий объективно уменьшается потребность общества в труде. Труд перестает рассматриваться как главное дело жизни, как главная жизненная ценность.
При оценке буржуазных социологических теорий труда актуальным остается ленинский методологический подход, примененный им при характеристике тейлоризма: система Тейлора, как и все прогрессы капитализма, соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний, громадный прогресс науки.