Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Контрольный листок, 2013, № 4
Эссе не на заказ: публикуется впервые
Корпоративная наглость как элемент корпоративной культуры
©П.Гуров,
Д.Муромцев
Нам много раз
приходилось писать работы на тему «корпоративная культура» и иже с ней. Но есть одна тема, которую
описывать ни в учебниках, ни в курсовых не принято. У неё до сегодняшнего дня
даже не было имени, и мы сами дали ей имя. Это корпоративная наглость.
В самом простом
примере наглость предполагает, что пассажир в трамвае не заплатит за проезд, да
ещё и устроит скандал. Выражение «хам трамвайный» уже стало нарицательным. Но
не у каждого хватит наглости при наличии денег не заплатить за билет.
Представим
теперь затасканную в экономической теории «проблемы безбилетника» как «розовую
с иным оттенком». А именно: наглость становится нормой в какой-нибудь
организации. Оговоримся: эта наглость направлена исключительно по отношению к
посторонним – в первую очередь контрагентам.
Корпоративная
наглость предполагает, насколько та или иная компания готова пойти на нарушение
договорных обязательств. Например, не заплатить (возможно - не вовремя или не
полностью заплатить) по своим обязательствам за выполненные работы, оказанные
услуги, поставку товара. И заодно придумать оправдание своим действиям. Причём
оправдание не оборонительное, а наступательное. Например, то, что поставка
неоплаченного товара или оказание услуг прекращено в порядке самозащиты
гражданских прав. Возобновите поставки, а мы подумаем о том, чтобы оплатить
часть неоплаченной суммы. Оправдания таких действий (неплатежей, отказа идти на
переговоры) могут быть и другие, не исключая и обвинения в обмане самих
пострадавших от корпоративной наглости.
Зависит ли эта
наглость от генерального директора? Во многом, но не полностью. В компании
должна быть отработана система внутреннего «выгораживания», круговой поруки
сродни преступной, когда каждый показывает на соседа справа или слева. Для тех,
кто не вписывается или намеренно не хочет вписываться в такую систему,
доминирующее меньшинство (свита гендиректора) применяет моббинг. И наглость
превращается в норму. Поменять местами ненормальность и норму просто,
достаточно кому-то позаботиться об этом.
Наконец, самая
уродливая форма развития корпоративной наглости
это крышевание таких «наглых» компаний чиновниками. Особенно это отмечено
в энергетической отрасли. Самый высокий уровень корпоративной наглости как раз
у гарантирующих поставщиков электроэнергии в субъектах Федерации. На уступки
они идут только в случае применения к их сотрудникам откровенного – и массового
– насилия. Это связано с наличием «административного ресурса». Близости к
власти, которая нередко оказывается выгоднее, чем наличие собственно властных
полномочий. Взаимодействие неконкурентоспособного регионального монополиста и
чиновничества уже общеизвестно. Далее следуют представители лёгкой и пищевой
промышленности и транспортные компании. Эти, как правило, копируют
государственные структуры по форме организации. Но это неумело и неуместное
подражание не может скрыть неэффективность тех компаний, у которых в норму вошла
корпоративная наглость. Многие из них существуют исключительно за счёт
неплатежей контрагентам.
Корпоративная
наглость – тема для специального изучения. К сожалению, средства борьбы с ней
не развиты, хотя они просто под рукой. Непонятно, почему пострадавшие от таких
наглых компаний не создают общими усилиями Интернет-порталы, посвящённые
корпоративной наглости и её субъектам? Чтобы, по крайней мере, предостеречь
других, ещё не успевших пострадать. А чем меньше будет таких пострадавших, тем
больше будут страдать наглые компании, ведь сразу уменьшится возможность
невыплат. Ведь никто никого к заключению договора не принуждает. А когда есть
возможность получить информацию в открытом доступе, можно просто с носителями
«корпоративной наглости» не иметь никаких дел. Только и всего.
Идея проста, но
она встретит сопротивление, как и любая идея, направленная против доминирующего
меньшинства, а именно к таковым принадлежат руководители (и официальные, и
фактические) тех компаний, у которых во внутренней культуре особое место
занимает «корпоративная наглость».
Предыдущее эссе
Оглавление «Эссе не на заказ» Оглавление номера Следующее эссе
|
Календарь |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|