Контрольный листок, 2013, № 4
Эссе не на заказ: публикуется впервые
Корпоративная наглость как элемент корпоративной культуры
©П.Гуров, Д.Муромцев
Нам много раз приходилось писать работы на тему «корпоративная культура» и иже с ней. Но есть одна тема, которую описывать ни в учебниках, ни в курсовых не принято. У неё до сегодняшнего дня даже не было имени, и мы сами дали ей имя. Это корпоративная наглость.
В самом простом примере наглость предполагает, что пассажир в трамвае не заплатит за проезд, да ещё и устроит скандал. Выражение «хам трамвайный» уже стало нарицательным. Но не у каждого хватит наглости при наличии денег не заплатить за билет.
Представим теперь затасканную в экономической теории «проблемы безбилетника» как «розовую с иным оттенком». А именно: наглость становится нормой в какой-нибудь организации. Оговоримся: эта наглость направлена исключительно по отношению к посторонним – в первую очередь контрагентам.
Корпоративная наглость предполагает, насколько та или иная компания готова пойти на нарушение договорных обязательств. Например, не заплатить (возможно - не вовремя или не полностью заплатить) по своим обязательствам за выполненные работы, оказанные услуги, поставку товара. И заодно придумать оправдание своим действиям. Причём оправдание не оборонительное, а наступательное. Например, то, что поставка неоплаченного товара или оказание услуг прекращено в порядке самозащиты гражданских прав. Возобновите поставки, а мы подумаем о том, чтобы оплатить часть неоплаченной суммы. Оправдания таких действий (неплатежей, отказа идти на переговоры) могут быть и другие, не исключая и обвинения в обмане самих пострадавших от корпоративной наглости.
Зависит ли эта наглость от генерального директора? Во многом, но не полностью. В компании должна быть отработана система внутреннего «выгораживания», круговой поруки сродни преступной, когда каждый показывает на соседа справа или слева. Для тех, кто не вписывается или намеренно не хочет вписываться в такую систему, доминирующее меньшинство (свита гендиректора) применяет моббинг. И наглость превращается в норму. Поменять местами ненормальность и норму просто, достаточно кому-то позаботиться об этом.
Наконец, самая уродливая форма развития корпоративной наглости это крышевание таких «наглых» компаний чиновниками. Особенно это отмечено в энергетической отрасли. Самый высокий уровень корпоративной наглости как раз у гарантирующих поставщиков электроэнергии в субъектах Федерации. На уступки они идут только в случае применения к их сотрудникам откровенного – и массового – насилия. Это связано с наличием «административного ресурса». Близости к власти, которая нередко оказывается выгоднее, чем наличие собственно властных полномочий. Взаимодействие неконкурентоспособного регионального монополиста и чиновничества уже общеизвестно. Далее следуют представители лёгкой и пищевой промышленности и транспортные компании. Эти, как правило, копируют государственные структуры по форме организации. Но это неумело и неуместное подражание не может скрыть неэффективность тех компаний, у которых в норму вошла корпоративная наглость. Многие из них существуют исключительно за счёт неплатежей контрагентам.
Корпоративная наглость – тема для специального изучения. К сожалению, средства борьбы с ней не развиты, хотя они просто под рукой. Непонятно, почему пострадавшие от таких наглых компаний не создают общими усилиями Интернет-порталы, посвящённые корпоративной наглости и её субъектам? Чтобы, по крайней мере, предостеречь других, ещё не успевших пострадать. А чем меньше будет таких пострадавших, тем больше будут страдать наглые компании, ведь сразу уменьшится возможность невыплат. Ведь никто никого к заключению договора не принуждает. А когда есть возможность получить информацию в открытом доступе, можно просто с носителями «корпоративной наглости» не иметь никаких дел. Только и всего.
Идея проста, но она встретит сопротивление, как и любая идея, направленная против доминирующего меньшинства, а именно к таковым принадлежат руководители (и официальные, и фактические) тех компаний, у которых во внутренней культуре особое место занимает «корпоративная наглость».
Предыдущее эссе Оглавление «Эссе не на заказ» Оглавление номера Следующее эссе