Интернет-издательство «Контрольный листок»
Понедельник, 20.05.2024, 03:30
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2013, № 12
 
Маркетинг
 
Массовое высшее образование, или Я б в рабочие пошёл…
 
© Н. Доровская
 
Окончание. Начало см. в №№ 10, 11
 
Источник - «Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований», № 5, 2010 год, с. 21-32
 

Библиотеки 
 
Особый разговор — работа в новосибирских библиотеках ГПНТБ СО РАН и НГОНБ. За десятилетие 2000-х в библиотеках стало работать сложнее. Исчезает культура работы в библиотеке, и не только со стороны читателей, но и со стороны библиотекарей. Тишина уже не является заботой сотрудников библиотеки. Объявления с просьбой соблюдать тишину висят, но бывает, что сами библиотекари не способны её соблюдать — разговоры, телефоны. Молодые читатели не отключают мобильные, говорят в зале друг с другом и по телефону, стучат по клавишам ноутбуков. Бывает, что в библиотеке сложно думать, сложно сосредоточиться. Библиотекари и сами отмечают снижение посещаемости. Действительно, в складывающихся обстоятельствах, в условиях отсутствия тишины в читальных залах выгоднее становится работать не в библиотеке, а там, где можно добиться тишины.
 
Слово в защиту автора
 
Коль не показывать людям того,
Что может зависти вызвать зерно,
То и сердца не взволнуются даже.
Знания, страсти — нет хуже поклажи.
 
Если учёность уменьшить в народе,
Станет счастливее он во сто раз.
Хитрость с наживой сокроются с глаз,
Кражи исчезнут, жестокость к природе.
 
Чем справедливость искать понапрасну,
Лучше страстей избегать ежечасно.
Лучше указывать людям на скромность
Личных желаний и Небу покорность.
 
Кто учится, тот с каждым днём растёт
И потому владеть вселенной не сумеет.
Кто Дао служит, уменьшается, живёт
И в недеянии всесильном всё имеет.
 
Лао Цзы. Дао-дэ-цзин [19] (500-е годы до н..э.)
 
Существует ли проблема рационального выбора? Можно ли выбрать рационально вид деятельности? Можно ли выбрать рационально партнёра? К чему это ведёт в жизни (не в теории и не в искусстве) для обоих партнёров? Когда толкает «внутренний голос» — это рациональный или эмоциональный выбор? Думаю, ни тот и ни другой. Это даже не выбор, это предназначение. Отступать от него, убегать нельзя. А пережить последствия и не возненавидеть — обязанность. По моему мнению, приоритетно предназначение, а не выбор. Если автор помогает заказчику воплотить его идею, которая суть ложь — лжёт ли автор? Если автор понимает эту суть действий заказчика — да, лжёт. Пока не понимает — не лжёт, ведь он полагает идею заказчика нелицемерной. 
Как говорит Леонид Якубович, «ну в какой ещё стране психиатр может работать строителем, физик — парикмахером?» Один знакомый иностранец почтенного возраста заметил: «Я электросети делаю, я больше ничего не умею. Я не буду розетку дома чинить. И деревья в саду подрезать не буду. Пусть делает специалист, я заплачу. Вы, русские, так много знаете! Почему вы так плохо живёте?! У вас ведь золотые руки!». У нас не только золотые руки — у нас золотые головы. Вернее, золотые сердца — они умеют видеть главное. Русские сообразительны — там, где западный человек обычно видит технологию, русский видит суть, и потому не делает лишних затрат по достижению цели.
Почему авторы идут не в науку / большой спорт / большой бизнес / на большую сцену, а реализуют себя без потребности иметь громкую славу? Не всем она нужна. И не все считают нужным и возможным выдерживать пресс неотъемлемого дискомфорта, издержек всего «большого», «яркого» и «известного» — зависть коллег, навязанные партнёрами и прочими контактными группами обязательства, занятость головы работой вместо простых житейских радостей и т. п.
 
Корректировки многим исполнителям представляются в виде Лернейской гидры: из-за сознательных недобросовестных действий нынешних преподавателей новые исправления приводят только к новым замечаниям (оригинал рисунка был выполнен в период протестантских войн во Франции. Под видом Геракла показан Генрих Наваррский, а гидра - Католическая лига). Кстати, не лучше ли не рубить, а именно давить эту гидру?
 
Слово в защиту студента
 
И кто умножает познания, умножает скорбь.
 
Екклесиаст 1:14—18
 
Если разум надмевает многих,
то, напротив, невежество и неучёность
некоторым образом умеренно смиряют.
 
Лествица, 24:29
 
О многих причинах научной нечистоплотности современных студентов мы поговорили ранее, в главе «Портрет покупателя». Скажем о других причинах, побуждающих студентов прекращать добывать знания и трудиться ради этого.
Во-первых, россияне интуитивно держатся подальше от всего официального, в том числе от российской официальной науки. Знание как ценность в России никому не нужно. Ещё академик Павлов, получивший в 1918 году Нобелевскую премию, прочёл тогда же Нобелевскую лекцию «О русском уме», назвав в ней  массовый  русский ум безответственным. А истоки русского народного скепсиса в шутку подметил сатирик Михаил Задорнов: «Любитель построил ковчег. А учёные построили „Титаник”».
Во-вторых, научный плагиат и, как следствие, утомляющее чтение подобных учебных пособий. Кроме переписывания кусков текста друг у друга, [20] некоторые авторы учебников и научных трудов при этом зачастую даже не корректируют итоговый текст — ни пунктуацию, ни падежи. Плохой русский язык, отсутствие знаков препинания и согласований мешает восприятию мысли автора, если эта мысль есть. Это говорит о безразличии автора к результату и указывает на отсутствие в такой публикации и души, и мысли, а текст, написанный только ради денег, читать не только сложно, но и скучно. Кроме того, не каждый студент способен вникнуть в громоздкие определения, даваемые в современных учебниках. У многих авторов современных российских учебников нет оригинальных мыслей, но есть многоэтажные, сотканные из цитат классиков, определения простейших понятий.
 
Вместо заключения
 
Учиться и не размышлять — напрасно терять время,
размышлять и не учиться — губительно.
 
Конфуций. Лунь юй [21] (450-430 гг. до н.э.)
 
Рождённые в 1960—1970-е годы знают и помнят, что самостоятельная вдумчивая работа с хорошей книгой даёт ошеломляющий по эффективности результат, и часто скрывают неловкость от вынужденного обращения к продавцу студенческих работ. Рождённые в 1980-е годы и позднее — поколение, выросшее с Интернетом и почти не знающее умной книги, — обращаются к продавцу студенческих работ как к продавцу текстов-семечек, требуя единицу некоего  массового  изделия нужного качества по нужной цене с поставкой в нужное место в нужный срок, обязательно с гарантиями послепродажного обслуживания.
Среди граждан не популярна работа мысли. Сегодня популярна бизнес-технология.  Высшее  профессиональное  образование  не производит новаторов и идеологов, потому что нет идеологии, как это было в советское время. Но зато  высшее  профессиональное  образование  пытается выполнять своё прямое назначение — обучать быть специалистом. Получается со скрипом, но ведь попутно с внесением корректив в образовательный процесс перестраивается и сама система российского  высшего   образования , в том числе и её «кислородная», инвестиционно-финансовая, составляющая.
Действительно  высшее  — элитное —  образование  как подготовка кадров для фундаментальной науки вскоре оформится как концентрат лучшего из того, что мы сегодня имеем. Всё необходимое у нас для этого есть. Во-первых, молодые ребята, страстно желающие учиться. Во-вторых, опытные учёные старшего возраста, не утратившие научной добросовестности. В-третьих, молодые активные учёные, жаждущие признания открытий. И, наконец, в-четвёртых, политическая воля российского государства, подкреплённая инвестициями в науку.
Прелесть знания, притягательность знания — в понимании. Знание даёт понимание. Значительную часть понимания. Оставшееся понимание даёт опыт.
Знание позволяет правильно понимать суть происходящего и самостоятельно создавать «вечно верное мировоззрение», которое каждый создаёт себе заново — так, будто никто и никогда этого не знал. Знать — труднее и больнее, чем Не Знать. Но неправда, что «много будешь знать — скоро состаришься», скорее «много будешь знать — быстрее повзрослеешь», хотя знание без опыта, особенно без опыта чувств — мёртво: и не состаришься, и не повзрослеешь. В конечном итоге знание, труд по его получению и использование (приложение) его — окупаются. Хотя, конечно, «не зная» — веселее жить. 
И всё же. Уважаемому читателю, с какой-никакой стороны замешанному в «рефератный бизнес», хочу пожелать не терять время. Попробуйте свои силы в настоящем деле, и у вас не только обязательно получится, но и с такой прибылью, о которой вы не мечтали.
 
Примечания

1.Об А. И. Аврусе на странице Саратовского госуниверситета: [http://www.sgu.ru/faculties/historical/departments/oinp/employees/Avrus2.php]
2.Курс лекций «История российских университетов»: [http://window.edu.ru/window_catalog/files/r46980/mion-ino-center03.pdf]
3.Островский А. Н. На всякого мудреца довольно простоты. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — [http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0110.shtml]
4.Информация о кинофильме «Это случилось в милиции»: [http://www.ozon.ru/context/detail/id/4720013/]
5.Игровой сатирический сюжет «Врача вызывали?»: [http://video.mail.ru/mail/tan.49/7672/7673.html]
6.Руденко Б. Справка о наличии интеллекта // Наука и жизнь. — 2006. — [http://www.nkj.ru/archive/articles/5191/?sphrase_id=30551]
7.Обсуждение темы «Опрос. Контрольные, лабораторные, задачи» на форуме фрилансерской биржи Weblancer.net: [http://www.weblancer.net/forum/themes/6280.html]
8. Рынок «лимонов» — название любого рынка, на котором действуют и честные, и нечестные продавцы. Честный продавец предлагает качественный товар, нечестный продавец — некачественный товар («лимон»). Американский экономист Джордж Акерлоф ([http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/47953.html]) в 1970 году доказал, что «лимоны» с течением времени вытесняют качественный товар, а нечестные продавцы, соответственно, вытесняют честных. В итоге покупатели окончательно теряют интерес к такому рынку, и рынок «закрывается». Другими словами, неблагоприятный отбор в пределе ведёт к исчезновению рынка. Акерлоф, тем не менее, назвал четыре способа защиты честных продавцов от нечестных: гарантия качества товара на определённый конкретный срок, фирменный знак продавца, создание унифицированной сети заведений под одним брендом, лицензирование. Статья Джорджа Акерлофа «Рынок „лимонов”: неопределённость качества и рыночный механизм» в pdf-формате доступна по адресу [http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/08/15/0000173232/5_1_4akerl.pdf]
9. Центр по изучению транснациональной преступности и коррупции — [http://www.traccc.cdn.ge/rus/about/index.html]
10.Доклад «Коррупция в системе  высшего   образования  Грузии» 24 мая 2006 года: [http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1013&more=1&c=1&tb=1&pb=1]
11. Кинофильм 18 Again! в базе IMDb: [http://www.imdb.com/title/tt0094593/]
12.Култыгин В. П. От локального универсализма к глобальному контекстуализму // Социс. — 2009. — № 1. — С. 24—32. — С. 27.
13.Сюжет «Евроньюс»: [http://ru.euronews.net/2009/08/23/bribes-scandal-hits-german-universities/]
14. «Вести», РТР, 8 июля 2008 года.
15. Костерина И.В. Практика маскулинности в молодежных группах // Социс. — 2010. — № 1. — С. 116—126. — С. 121.
16.Пример заказа на фальшивое интервью: [http://www.free-lance.ru/projects/?pid=252647] [http://eps911.flyfolder.ru/topic40.html]
17.Система «Антиплагиат»: [http://www.antiplagiat.ru/]
18. Циолковский К. Э. Любовь к самому себе, или истинное себялюбие. — М.: МИП «Память», ИПЦ РАУ, 1992. — 32 с. — [http://www.mai.ru/projects/flight/tsiolkov/wrk00406.htm]
19.Лао Цзы. «Дао-дэ-цзин»: [http://lib.ru/POECHIN/lao6.txt]
20.Нет смысла перечислять примеры книг и статей — можно взять несколько любых публикаций конца 1990-х — начала 2000-х годов по любой управленческой проблеме, и найдётся несколько плагиатчиков.
21. Конфуций. «Лунь юй»: [http://www.philosophy.ru/library/konf/01/2.html]
 
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz