Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 29.03.2024, 09:52
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2013, № 11

Маркетинг
  
Массовое высшее образование, или Я б в рабочие пошёл…
  
© Н. Доровская
  
Продолжение. Начало см. в № 10
  
Источник - «Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований», № 5, 2010 год, с. 21—32
  

Место встречи
  
Улица
 
Частные заказы авторы принимают по телефону, но, если требуется передача каких-то документов или денег, или просто необходима личная встреча, то такая встреча может состояться где угодно — в метро, в кафе, на улице и пр. Цель такой встречи различна — заказчику может быть просто важно взглянуть на исполнителя, или необходимо прояснить идеи и тонкости будущей работы, обсудить подробности исследования. В связи с огромным числом заказчиков со временем участились случаи мошенничеств, например, исполнитель берёт предоплату и скрывается, либо заказчик берёт выполненную частично оплаченную или пока неоплаченную работу и исчезает. Поэтому более молодые заказчики предпочитают приходить в офисы продавцов-«фирм», и обе стороны при этом считают себя в большей безопасности.
 
Офис
 
Офисы «рефератных фирм» стали появляться в 1990-е годы, а в 2000-е их число возросло в разы. При этом местонахождение некоторых офисов оставляло желать лучшего — прокуренные закутки подвальных помещений офисных зданий в районах, приближенных к скоплениям вузов, были не способны удерживать клиентов. Ситуация стала улучшаться с вводом в строй новых офисных зданий — «рефератные фирмы» стали переезжать в чистые светлые помещения современных бизнес-центров.
Как правило, хозяин фирмы принимает на работу менеджеров по приёму заказов, которые часто не имеют достаточного уровня образования, чтобы понять суть студенческого задания. Их роль заключается в соблюдении технологии — оформить заказ, поддерживать связь с заказчиком и автором, произвести расчёт с обоими. Однако, встречаются и такие фирмы, в которых заказы принимают вполне адекватные менеджеры, способные оценить сложность и масштаб работы и разъяснить заказчику все тонкости цены, если последняя его не устроит.
В абсолютном большинстве офисов заказчик лишён возможности встретиться с автором его будущей работы — роль «глухого телефона» выполняет фирма, забирая себе за это около 50 % стоимости работы. Чтобы заказчик встретился с автором лично, фирма должна доверять автору, а автор должен быть настолько порядочен, чтобы не пытаться увести клиента у фирмы.
Со второй половины 2000-х годов стало набирать популярность презрительное отношение менеджеров фирм как к заказчикам, так и к авторам — мне представляется, что это связано с типично российским снобизмом офисных работников «при деле», не понимающих психологии ни заказчика, ни автора, и выливающимся в отсутствие уважения к обоим.
 
Интернет
 
Интернет существенно упростил встречу продавца и покупателя, расширил поле деятельности и усилил конкуренцию продавцов, повлиял на существенное снижение цены на  массовый  продукт. Сегодня оплата может быть произведена через Интернет, что сокращает сроки взаимодействия.
Наряду с предоплатой и штрафными санкциями договора, продавец имеет и другие способы обезопасить себя от мошенничества интернет-заказчиков — например, публикацию работы в сети  или  продажу её другому желающему, после чего работа перестаёт быть уникальной.
Покупатель для обеспечения безопасности сделки, как правило, предпочитает обращаться либо в оффлайн-офис «рефератной компании», либо внимательно относится к выбору «рефератной компании» в Интернете.
 
Что за рубежом?
 
В европейских и американских вузах поддельные студенческие работы существуют. В качестве свидетельства можно привести американский комедийный фильм 1988 года «Опять 18» (18 Again!), главный герой которого вынужден периодически готовить рефераты физически более сильным студентам колледжа.
Ректор Центрально-Европейского университета в Будапеште Е. Элкан на 38-м конгрессе МИС (июнь 2008 года) отметил, что «университеты наплодили „интеллектуальных пролетариев”, которые создают продукты, на 90 % не востребованные». Правда, коллеги-социологи не поддержали его до такой степени, что Элкану пришлось покинуть зал.
О недостатках и «проколах» западной образовательной системы периодически сообщает новостной канал «Евроньюс». В ноябре 2007 года канал сообщил, что французские студенты бастуют против частных инвестиций в образование, так как считают, что образование станет коммерциализироваться и его уровень снизится.
В конце 2007 — начале 2008 года на «Евроньюс» прошёл сюжет о том, что  высшее   образование  в Испании уже не даёт гарантий  высокого  статуса. «Тысячники» — понятие, означающее в Испании молодых специалистов с зарплатой не более 1 000 евро в месяц. В Испании говорят о реформе системы образования. Из серии экспресс-интервью с молодыми работниками следует, что они хотят получать больше денег, чтобы развлекаться, жить в хорошей квартире и, по большому счёту, ни в чём себе не отказывать. Большинство «тысячников» живут с родителями. Мнение испанского социолога: молодёжь должна трудиться, а не тратить молодые годы на развлечения, живя с родителями до 30 лет.
23 августа 2009 года мир узнал о 100 профессорах-взяточниках, торгующих докторскими степенями в 12 университетах Германии.
Иностранные студенты отрицают наличие в своих университетах такого порока, как сдача поддельных письменных работ, поскольку прежде всего это не поощряется общественным мнением, и потому студенты учатся своими силами. По этим причинам «рефератный бизнес» как подотчётный налоговым управлениям вид деятельности в странах дальнего зарубежья отсутствует.
 
Вопросы этики
 
Как сказал правнук Петра Столыпина, живущий ныне в Америке, «современный перекос в том, что сегодня образование есть, а воспитания нет. Это так и в Америке, и в России». 
 
Ложь
 
Безумствует всякий человек в своём знании,
срамит себя всякий плавильщик истуканом своим,
ибо истукан его есть ложь, и нет в нём духа.
 
Иеремия 51:17-18
 
Ложь человека, покупающего студенческую работу, в том, что это мошенничество, обман других людей — предоставляя работу, ты фактически сообщаешь о том, что сам выполнил её, приобрёл тем самым некие знания, а их концентрат изложил письменно и кратко. На самом деле это не так, и всё, что у тебя есть — несколько страниц письменного текста, который не закрепится в памяти, потому что ты не размышлял над проблемой, которой посвящён этот текст, и изложенная в тексте точка зрения — не твоя. И даже если это сборник цитат из учебников, то не ты отбирал эти цитаты, а значит, ты сам себе закрыл путь к познанию.
Однако в России, с развалом системы профессионально-технического  образования  и повышением спроса на молодых людей с  высшим   образованием , в 1990-е годы сформировалось негативное отношение к тем, кто  высшего   образования  не имеет. Такое отношение общества стало оказывать психологическое давление на молодых. Ведущий специалист НИЦ «Регион» Ирина Костерина (город Ульяновск), исследовавшая практики маскулинности в молодёжных группах 2000-х годов, среди других цитат приводит слова молодого человека Саши, показывающие его отношение к получению аттестата:
 
Саша: Учился я плохо, школу не закончил. Вообще — дебил. Не, ну если человек тебе говорит, что у него образование 8 классов — это страшно!
Интервьюер: Ты переживаешь из-за этого?
Саша: Нет! Ну мне неприятен сам этот факт. Ну хотя я могу себе сделать завтра аттестат, то есть... и всё будет нормально, то есть да? Надо его сделать, потому что психологически на меня это давит.
 
Ложь человека, пишущего студенческую работу вместо студента за деньги, в том, что он использует свои знания и умение размышлять не на пользу обществу, а во вред ему. Как можно использовать свои умения на пользу? Пытаться работать по профессии, применять там полученные знания. Сложность в том, что отказаться от написания студенческих работ бывает очень сложно — это занятие менее хлопотное, чем ежедневная «драка» (в хорошем смысле) с заказчиками реальных проектов, ежедневное доказывание своей правоты, ежедневное общение с живыми людьми, и много других личных причин, которые назовёт каждый автор студенческих работ. Но призывы «не лгать» может моментально перевесить хотя бы одна из таких причин, как «заработать на еду и коммунальные услуги» или «помочь стареньким родителям».
Написание поддельных работ соблазняет на подделывание всего подряд. Ложь становится всё масштабнее и всеохватнее, и такому автору уже нет дела до того, что кто-то прочтёт и поверит. Так появляются фальшивые отзывы, фальшивые блоги, фальшивые интервью.
А кроме всего сказанного, рефератный бизнес убивает ещё и настоящих, компетентных преподавателей, разрушая их веру в целесообразность их деятельности на качественно высоком уровне.
 
Лень
 
Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе.
 
А. В. Суворов
 
Лень человека, заказывающего студенческую работу и не желающего тратить время на труд читать, труд исследовать, труд понять и труд изложить, ведёт к его собственной деградации, к сужению его мира, самоограничению взгляда на мир. Ведь широта видения даёт глубину погружения. Знание позволяет стягивать время в узел. Когда у тебя есть знание, и особенно опытное знание, решение любой человеческой проблемы занимает максимум один день, минимум одну минуту – это время, необходимое для размышления и поиска верной идеи. Всё, что дальше – это стандартный технологический процесс по воплощению идеи. А для идеи как раз может не хватить знания или опыта — вот к чему ведёт лень. Солидарное с этим утверждением мнение было высказано на одном из интернет-форумов:
 
2008 год.
Татьяна, частный автор студенческих работ:
— Самое смешное, что это было совсем давно, я тогда ещё совсем зелёненька была студенточка, а теперь вот выросла, и сама пишу работы для студентов, те же самые, и тоже по Интернету… Самое страшное, наверно, когда заказываешь работу — это ответственность, которую ты перекладываешь на чужие плечи, ответственность за выполнение работы, за своевременную сдачу, за грамотность написания, за честность и порядочное отношении к заданию… Главное, чтобы твои ожидания оправдались. Есть разные категории студентов: есть ленивые, есть трудолюбивые, есть «ради корочки» и т. д., список можно продолжить… Про специалистов тоже могу сказать, что есть хорошие и не очень, а какой попадётся, вот тут уж не угадаешь… И если ты хороший студент, который учится ради знаний, вот тебе совет: пиши работы сам, даже если нет времени, то найди его, чтобы не было потом мучительно больно за… не за деньги, а за себя, за свой нереализованный потенциал. 
Лень человека, исполняющего студенческую работу, сродни лжи. Человек пишет студенческие работы, потому что испытывает тягу к познанию. Но он фактически ленится найти лучшее — честное и социально более полезное — приложение этой своей тяги. Лень может привести его к внезапному осознанию того, что он не сделал в своей жизни чего-то очень важного, и именно потому, что потратил время на занятие, недостойное данного ему таланта.
 
2008 год
Алёна, частный автор студенческих работ, об одной из заказчиц:
— Она не читает диплом перед его сдачей, поэтому не может ответить на вопросы преподавателя, а значит, приносит всё мне. Преподаватель, в свою очередь, не читает аналитическую часть и разработки, задаёт вопросы студенту, который сам ничего не читал и не может ответить на эти вопросы. Ну и где тут моя помощь? Один ленится, другой тупит, а я ради денег (провалиться им) должна тренировать терпимость к дуракам, которые ещё и обижаются, если их называешь дураками (по сути) и лентяями.
 
Плагиат
 
Не укради.
 
Второзаконие 5:19
От Матфея 19:18
 
Не будьте несправедливыми и не распространяйте
нечестия на земле, воруя имущество у людей,
нападая на них или преграждая им путь, чтобы их грабить.
Это - незаконный доход, полученный порочным путём.
 
Коран 11:85
 
Плагиатом, от латинского plagio (похищаю), называют сознательное присвоение авторства на какое-либо произведение или на часть этого произведения. УК РФ сегодня предусматривает наказание за плагиат — от денежного штрафа до шестилетнего тюремного заключения (статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав»). Для борьбы с плагиатчиками в России создана система Антиплагиат.  А ведь ещё в советские годы охота за идеями была налажена в межгосударственном масштабе, правда, об этом не говорили вслух.
Если студенческая работа написана, а не украдена у другого владельца и не представлена в исходном виде без изменений, её назвать плагиатом сложно. Но пострадавшим, с точки зрения УК, может стать как автор работы (если заказчик не оплатит ему её стоимость), так и заказчик (если, оплатив работу, он обнаружит, что точно такая уже имеется).
Если же кому-то юридическая практика не указ, то, возможно, плагиатчика остановит многовековая человеческая мысль, давно уяснившая, что кража — не добродетель. В христианстве кража трактуется как смертный грех, в исламе — как тяжкое преступление, преступление из разряда пределов (аль-худуд). Американский изобретатель Томас Эдисон (1847 — 1931), например, называл похитителей чужих мыслей «всесветными акулами». 
Плагиат, авторство, литературные негры - это всё личный выбор автора и «автора» (рерайтера). Но если для автора «быть или не быть негром», «быть или не быть плагиатчиком» — это часто не выбор, а жизненная необходимость, то для рерайтера это всегда вопрос нравственного выбора.
 
Социальная ответственность бизнеса 
 
Речь идёт о лояльном отношении общества к рефератному бизнесу. Возьмём, к примеру, популярный молодёжный сериал «Солдаты», сезон 2. Одна из сюжетных нитей связывает молодого солдата Кузьму и прапорщика Шматко, который заочно учится в университете. Кузьма не только полностью выполняет все письменные зачётные работы Шматко, но и почти сдаёт за него экзамены. А в заключение Шматко рекомендует Кузьму и командиру части Бородину, который начинает обучение в военной академии. Так в фильме воспроизводится факт масштабного негативного социального явления, где единственным намёком на негатив происходящего является смущение и робкое негодование Бородина как первая реакция на предложение своего прапорщика. Впрочем, негодование быстро проходит, а зритель получает знание о «нормальном» факте современного российского общества.
 
 
Конечно, мы не забыли и полковника Бородина (актёр - Борис Щербаков), и прапорщика Шматко (актёр - Алексей Маклаков), а Кузьма Соколов (актёр Иван Моховиков) - единственный персонаж, появляющийся во всех частях сериала. А ведь можно дать интересную тему для исследователей: отражение рефератного бизнеса в культуре. «Контрольный листок» ранее публиковал художественные произведения на эту тему.
 
(окончание следует)
 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz