Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 29.03.2024, 11:45
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2015, № 3
 
Актуальная тема
  
Научное руководство: теория, принципы, практика
  
© Л.Б. Эрштейн
  
Продолжение; начало см. в № 11 и № 12 за 2014 год, № 1  и № 2 за 2015 год
  
 
3.Особенности руководства различными видами работ
 
Исследуя особенности руководства различными видами научных работ, необходимо отметить следующее. Сами эти особенности являются следствием требований к проведению научных работ. Именно необходимость соответствовать требованиям, то есть получать различный конечный результат, вызывает различные особенности научного руководства, зависящие от внешних требований к работам. Рассмотрим особенности научного руководства различными видами работ.
Курсовая работа. Курсовая работа характеризуется прежде всего тем, что это самый свободный вид работ. И. Н. Кузнецов пишет «Структура плана курсовой работы является простой (план, помимо введения и заключения, состоит из пунктов, соответствующих разделам; обычно разделов бывает два)... Курсовая работа считается успешно выполненной, если студенту удалось в ней на основе анализа рекомендованных источников правильно поставить и корректно сформулировать проблему. Для курсовой работы постановки проблемы достаточно. Объем и количество задействованных в подготовке курсовой работы источников примерно вдвое меньше, чем соответствующие показатели при написании диплома.. .вопрос же о методологии и методах исследования вообще опускается» [22, 208].
Так как курсовая работа является наиболее свободной и к ней предъявляются минимальные требования, то руководство такой работой может быть также наиболее свободно и разнообразно. Защита курсовой работы часто не проводится, и оценку курсовой дает непосредственно сам руководитель. Эти обстоятельства дают возможность руководителю действовать наиболее широко. Он может сам выбирать формы и способы защиты.
Так, например, он может организовать защиту, привлекая в качестве экспертной комиссии других студентов, он может попросить студентов обсудить представленную работу и высказать свои замечания к ней. Он может провести защиту в форме имитации защиты дипломного проекта или даже кандидатской диссертации.
Курсовая работа, являясь работой чисто учебного характера, позволяет научному руководителю использовать все имеющиеся в его арсенале методы и приемы практически неограниченно. Он может также отработать те или иные приемы научного руководства и реализацию тех или иных функций, и в этом плане руководство курсовой работой может быть обучающим не только для студентов, но и для руководителей.
Однако общий процесс научного руководства мало чем отличается от особенностей научного руководства другими видами работ. Задача научного руководителя - реализовать все функции и добиться достижения целей и решения задач научного исследования, даже не смотря на то, что курсовая работа не должна содержать в себе никакой научной новизны. Но она принципиально отличается от реферата тем, что содержит в себе решение определенной конкретной проблемы, имеет общую характеристику, в которой должны быть четко и ясно прописаны цели и задачи работы, а также заключение, в котором должно показываться, что цели достигнуты, а задачи решены.
Диплом. Руководство дипломной работой, в силу того, что данная работа подлежит официальной защите, является более сложным. Описывая требования к диплому, И. Н Кузнецов пишет: «В задачу дипломной работы входит не только постановка проблемы, но и нахождение пути ее решения или хотя бы общая обрисовка перспективы такого пути. Следовательно, с научной точки зрения уровень дипломной работы качественно отличается от уровня курсовой и требует уже сформировавшихся навыков теоретического мышления. Структура плана дипломной работы - сложная: в нее входят главы (обычно две), которые, в свою очередь, делятся на параграфы. Когда вы пишете дипломную работу, в вашу задачу входит рассмотрение истории изучения темы, существующих в науке в этой связи концепций, анализ имеющихся методологий и обоснование выбора основных методов исследования, используемых в дипломной работе» [22, 200].
Такая специфика требует более серьезной подготовки руководимого. В процессе формирования учебного альянса и организации исследования научный руководитель обсуждает с руководимым основные параметры дипломной работы. Так как подготовка такой работы ограничена во времени, время выступает одним из важнейших ресурсов, и в процессе научного руководства руководитель и руководимый вырабатывают меры по преодолению возникших факторов сопротивления.
Задача руководителя - четко и ясно объяснить, чем отличается дипломная работа от курсовой, какие к ней требования. Руководитель оказывает всестороннюю помощь руководимому. Так как обычно проводится не только защита, но и предзащита дипломной работы, это позволяет руководителю как можно больше приблизится к процедуре защиты и осуществить как психологическую, так и методическую подготовку руководимого к защите. Руководитель настраивает руководимого на серьезную работу для успешного прохождения защиты.
В целом процесс руководства дипломной работой должен быть максимально эффективным, то есть осуществляться с как можно меньшими затратами всех видов, как со стороны руководителя, так и руководимого.
Магистерская диссертация. Магистерская диссертация является в условиях современной России достаточно новым видом работ. И. Н. Кузнецов, рассматривая специфику такой диссертации указывает:
«Магистерская диссертация - особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая "является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, - с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии". Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности. В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. уровень исполнения магистерской диссертации на самом деле является более высоким, нежели уровень стандартного дипломного проекта. Кроме того, не следует забывать о том, что магистерская диссертация основывается не только на знаниях, полученных соискателем в процессе обучения по унифицированной программе высшей школы, - для ее подготовки часто требуется и изучение (например, по факультативной форме) других, порой весьма специфических дисциплин. Наконец, в отличие от диплома присвоение магистерской степени соискателю предполагает не только защиту диссертации, но и предварительную сдачу комплексного экзамена. Подготовка магистерской диссертации требует от исполнителя высочайшей организованности в сочетании с полной самостоятельностью, еще более глубоких и устойчивых, нежели для написания диплома, навыков работы с исходными источниками информации (последнее достигается в том числе и в процессе изучения соискателем факультативных дисциплин), подробнейшего ознакомления с их содержанием, неординарного научного мышления и полноценных исследовательских способностей» [22, 220].
А В. Н. Ярская добавляет: «По тематике диссертации должно быть опубликовано не менее одной авторской работы (тезисы, статьи)» [42, 170].
Таким образом, руководство магистерской диссертацией требует значительно больших усилий как со стороны научного руководителя, так и руководимого, чем в случае подготовки курсовой работы или диплома. Научному руководителю приходится уделять больше внимания руководимому, он объясняет ему специфику подготовки магистерской диссертации, реализует все функции научного руководства на ином качественном уровне, нежели при подготовке диплома.
Хотя представляется, что руководство магистерской диссертацией и дипломом не имеет существенных различий и, в общем, это очень похожие процессы. Подготовка магистерской диссертации требует намного больше усилий, чем подготовка дипломной работы. Количество и качество взаимодействия научного руководителя и руководимого существенно глубже и больше. Задача научного руководителя - объяснить более сложные аспекты проведения исследования, чем в случае диплома, поэтому возрастает значение функции анализа и преодоления сопротивления.
Значительно возрастает роль самостоятельной работы руководимого, ему приходится решать более серьезные задачи, чем в случае написания дипломной или курсовой работы.
Кандидатская диссертация. Руководство кандидатской диссертацией представляется наиболее сложным случаем руководства подготовкой конкретной научной работы. Требования к кандидатской диссертации определяются положением высшей аттестационной комиссии. Там сказано: «Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны. По диссертациям, в том числе в случае представления к защите опубликованной монографии, должен быть с разрешения диссертационного совета напечатан на правах рукописи автореферат... Диссертационные советы назначают официальных оппонентов по диссертации из числа компетентных в соответствующей отрасли науки ученых, давших на это свое согласие. Публичная защита диссертации должна носить характер научной дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации» [31].
В процессе подготовки кандидатская диссертация проходит несколько независимых внешних экспертиз, поэтому роль научного руководства в подготовке кандидатской диссертации существенно выше чем при написании других видов работ. Работа над кандидатской диссертацией требует существенных усилий как от руководителя, так и от руководимого.
Роль руководителя и руководимого на разных этапах подготовки исследования различна. Ведущую роль деятельность научного руководителя имеет на начальном и конечном этапе исследования. Руководимый играет главную роль непосредственно в процессе подготовки самого исследования.
На начальном этапе в процессе инициализации научного руководства роль научного руководителя в определении темы, выявлении целей и задач исследования ключевая, хотя это и осуществляется совместно с руководимым, однако, руководимый играет в данном случае подчиненную роль, роль ученика. Руководитель в этой ситуации является в большей степени учителем. На этапе проведения исследования роли выравниваются, руководитель и руководимый становятся коллегами, а подчас руководимый играет даже более существенную роль, чем руководитель. Однако, после завершения исследования, роли меняются опять, руководитель начинает играть роль учителя и помощника.
Именно руководитель объясняет руководимому детали оформления результатов диссертационного исследования, принципы построения автореферата. Именно руководитель, как правило, договаривается об отзыве ведущей организации, он же ведет переговоры с официальными оппонентами. Без научного руководителя пройти конечный этап подготовки кандидатского диссертационного исследования практически невозможно или крайне сложно.
Руководитель же готовит руководимого непосредственно к процессу защиты, он объясняет руководимому, что должно быть включено в текст выступления на защите, они же прорабатывают возможные вопросы и ответы на них. Именно на конечном этапе, который, как правило, требует достаточно много нервно-психологических ресурсов, проявляется важность сформированного научного альянса. И если такой альянс не сложился, то у руководимого могут быть весьма существенные проблемы, поэтому общей задачей как руководителя, так и руководимого является формирование и поддержание научного альянса в течение всего процесса научного руководства кандидатской диссертацией.
Именно подготовка кандидатской диссертации, требует реализации всех функций и решения всех задач научного руководства в полной мере, именно в данной ситуации имеет ключевое значение использование оптимальной методики научного руководства, со всем присущим ей арсеналом методических приемов и средств.
Однако специфика подготовки кандидатской диссертации заключается в том, что время на ее завершение, в отличие от других типов работ, как правило, не ограничено. Временные затраты при подготовке кандидатской диссертации, как правило не имеют особого значения, и с точки зрения определения эффективности научного руководства на первом плане стоят нервно-психологические и материальные затраты. Вместе с тем, подготовка кандидатского диссертационного исследования не может быть бесконечно долгой, и в процессе научного руководства временной параметр тоже учитывается, хотя и не является настолько важным как при подготовке других видов работ.
 
4.Руководство группой и организацией
 
Задача руководства группой или организацией заключается в проведении научных исследований не одним руководимым, а несколькими, этот факт делает такое руководство отличным от всех других видов научного руководства. Он же является причиной несколько иных требований к субъектам научного руководства, чем в случае одного руководимого. Суть этих требований сводится к возрастанию важности функции распределения обязанностей и координации со стороны научного руководителя. Для руководимых на первый план выступает умение работать в команде как условие эффективности научного руководства.
Руководство группой или организацией, выступающими в качестве руководимых, отличается своими специфическими особенностями. Прежде всего, необходимо отметить, что деятельность научного руководителя в этой ситуации наиболее близка к деятельности обычного менеджера.
Руководитель группы или организации, выполняя все отмеченные функции научного руководства, выполняет еще одну специальную, характерную только для данной ситуации функцию. А именно - функцию распределения обязанностей и полномочий внутри исследовательского коллектива. Эффективность научного руководства в данном случае в значительной степени зависит от выполнения этой функции.
Роль научного руководителя при руководстве группой или организацией в литературе обсуждается, С. Д. Ильенкова пишет «личные качества отдельного участника исследовательского проекта, например, руководителя научного коллектива, играют решающую роль в обеспечении успеха инновационного проекта. Выбор руководителя исследовательского проекта имеет огромное значение для эффективной работы по исследовательскому проекту. С точки зрения личных и деловых качеств руководитель проекта должен обладать обширной эрудицией и способностями в области своей специальности. Это в полной мере относится к высшему менеджменту организации, обеспечивающему научное руководство ею. Именно высший менеджмент организации, занимающейся выполнением исследований и разработок, должен обладать чертами характера, позволяющими охватывать весь комплекс проблем, связанных с созданием условий для выполнения исследований и разработок по инновационному проекту».
Несмотря на то, что научный руководитель в данном случае выполняет все основные функции, выполнение и реализация этих функций имеет свою ярко выраженную специфику. Формирование учебного альянса зависит от структуры научного коллектива, если научный коллектив достаточно велик, то задача научного руководителя - сформировать научный альянс со всеми своими заместителями, которые, в свою очередь, формируют такой альянс с начальниками подразделений, а те, в свою очередь, с непосредственными исполнителями. Если же коллектив небольшой, то задача научного руководителя - сформировать научный альянс непосредственно с руководимыми.
Научному руководителю нужно уметь оценивать ситуацию, сложившуюся с достижением целей и решением задач научного исследования в целом. Так как он должен уметь распределять обязанности внутри коллектива, первостепенное значение имеет его способность выявить сильные и слабые черты участников проекта и по возможности дать каждому те функции и полномочия, которые более всего подходят к его личностным качествам. Научный руководитель играет роль координатора, он понимает, что участники проекта являются ресурсом для реализации данного проекта, и он должен уметь грамотно обращаться с этим ресурсом.
Деятельность научного руководителя в данном случае очень напоминает деятельность военного руководителя в условиях руководства войсками в процессе военных действий. Научный руководитель анализирует имеющиеся ресурсы, осознает имеющиеся резервы и манипулирует ими. Для этого он использует всю совокупность методических приемов, которые позволяют ему решать поставленные задачи.
Кроме того, ответственность научного руководителя в случае руководства группой или организацией, как правило, существенно выше, чем в иных ситуациях. Если при подготовке любого вида работ за конечный результат в большинстве случаев несет ответственность руководимый, то при руководстве группой или организацией за успех дела отвечает непосредственно научный руководитель. Поэтому такой стиль руководства, как либеральный, в этой ситуации неприемлем. Неприемлема и пассивная стратегия научного руководства.
Анализ сопротивления в этой ситуации носит куда более конкретный и конструктивный характер. Научный руководитель, чувствуя большую ответственность, ведет себя более конкретно и более жестко, чем в ситуации обычного научного руководства. Намного возрастает роль функции организации. Фактически, в данном случае значительное время в научном руководстве занимает как раз реализация функции организации.
Первостепенное значение приобретают функции планирования и контроля.
Именно от разработки грамотного плана проведения научного исследования в значительной степени зависит успех всего дела. Научный руководитель обращает большее внимание на создание первоначальной концепции или программы исследования, в центре которой лежит развернутое описание результатов исследовательского проекта, ожидаемой пользы от его реализации. Затем на основе концепции разрабатывается план проведения научного исследования, распределяются роли, полномочия и обязанности.
Существенно возрастает значение совместной деятельности как с участием, так и без участия научного руководителя. Научный руководитель разрабатывает процедуры контроля за ходом проведения исследования и систематически реализует эти процедуры.
В целом ситуация руководства организацией или группой является самым жестким случаем научного руководства с точки зрения деятельности научного руководителя, в то время как подготовка кандидатской диссертации есть самый жесткий случай научного руководства для руководимого. И если при подготовке кандидатской диссертации ответственность за успех ложится все-таки на руководимого, то в случае руководства группой или организацией ответственность, как правило, лежит на руководителе.
Такая ситуация требует от руководителя совершенно особых умений и навыков, часто лежащих за пределами умения проводить научные исследования, поэтому очень многие по-настоящему хорошие научные руководители руководить группой или организацией не могут.
Руководство группой или организацией наименее похоже на учебную ситуацию, поэтому на первый план, в отличие от всех других случаев руководства, выдвигаются руководящие и организаторские способности руководителя, но не его обучающие качества. Одним словом, такой руководитель в наименьшей степени должен быть хорошим преподавателем и в наибольшей степени должен быть хорошим менеджером.
Кроме того, большое значение имеют коммуникативные качества научного руководителя, он должен обладать психической подвижностью и уметь находить контакт с различным типом людей.
Также необходимо отметить, что научный руководитель в данной ситуации должен быть чрезвычайно креативным, ему необходимо обладать творческим взглядом и уметь решать нестандартные проблемы.
Можно утверждать, что из всех типов менеджеров, самая сложная деятельность требуется как раз от научного руководителя организации или группы, ибо она требует от него как научных, так и руководящих способностей равнозначно.
Таким образом, случай научного руководства организацией или группой является наиболее сложным случаем и требует от руководителя наибольшего количества сил, знаний и специальных умений, не относящихся непосредственно к его научным способностям. Роль научного руководителя в этой ситуации становится ключевой, и он несет на себе основную психологическую нагрузку, связанную с успехом ситуации научного руководства.
 
(окончание следует)
  
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz