Интернет-издательство «Контрольный листок»
Вторник, 07.05.2024, 05:21
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2013, № 12
 
Газета в журнале: кое-что о преподавателях
 
Должностные инструкции для преподавателей
 
© Даниил Печерников
 
Смальков: Товарищ майор, может, начнём … без начальства?
Зубов: «Начать», Смальков, и «начальство» – однокоренные слова…
 
Из диалогов в сериале «Солдаты»
 
- … я ни разу не проговорился визирю, что бегаю за миром. Но когда визирь прочел в письме Италийского, что государь назначил его вести мирные переговоры, турку все стало ясно…Так хорошо было налажено, и вдруг, одним ударом, все полетело к чёрту! Всю жизнь дипломат, зубы на этом съел, дослужился до тайного советника, это по-нашему, по-военному, чин генерал-лейтенанта, и так не понимать! — возмущался Кутузов Италийским.
- И у нас случается: генерал, а командовать батальоном не может! 
 
Леонтий Раковский «Кутузов», глава «Рущукская виктория»
 
Усиление некомпетентности преподавателей и выдавливание из вузов как раз знающих приводит к тому, что создалась искусственная, ложная система «авторитета» преподавателей исключительно в соответствии с их должностью как таковой.
Я и сам неоднократно выражал недовольство присылаемыми мне замечаниями по работам, и многое подобное слышал от других исполнителей. Но к сожалению, когда я рассказывал о подобном своим знакомым, непосредственно не писавшим рефераты и дипломы, мне отвечали одно: «Ну, что делать? Они занимают должность, и поэтому думают, что умнее всех». Нет, некомпетентные преподаватели так не думают, самооценка у них как раз справедливая. Но обнародовать её они не собираются. Их цель – работать как можно хуже, а жить как можно лучше. Именно этому призвана служить система исключительно ранговых отличий.
Многие современные авторы пытаются перенести на человеческое сообщество терминологию животного мира, с ранговым подходом. Но они забывают, что если понимать буквально, то «высокоранговый» или «альфа» - это звание, а «вожак» - это должность. А именно у людей возможно несоответствие званий и должностей. В животном мире всё просто – если вожак проявит слабость, недостойную его высокого положения, он перестаёт считаться вожаком. Общеизвестный пример – «Акела промахнулся». Человек же может «промахнуться» сколько угодно – и оставаться занимать прежнюю должность. Он не станет прижизненно «Мёртвым Волком», как называют промахнувшегося вожака. Отвлекаясь, вспоминаю свои игры в детстве, там как-то по сюжету складывалось, что плохие люди после смерти становятся не мёртвыми, а тухлыми (я понимал, что это какое-то посмертное состояние, худшее, чем просто мёртвые). А очень плохие люди могут считаться тухлыми и прижизненно. Таковыми следовало бы считать всех, кто по беспределу приносит много горя людям – то есть: чиновников (особенно полиции, прокуратуры, трудовой инспекции), коммунальщиков, психиатров, коллекторов, а также наиболее некомпетентных преподавателей, бравирующих своим должностным положением и издевающихся над курсовыми и дипломными работами.
 
 
Вьетнамские рисунки. Свадьба мышей. Популярный сюжет. Это критика коррупции в старом обществе, ведь для того, чтобы мышам пожениться, им надо сначала подкупить кота (впрочем, нынешняя ситуация напоминает другую о том, как мыши хоронили кота...).
 
Преподаватели, пользуясь своей должностью (в пределах вуза не самой высокой) нередко самовольно могут изменить даже методические указания к работе (в моей практике был случай, когда в ИНЖЕКОНе одна из преподавателей при корректировке потребовала изменить дипломную работу в соответствии с методическими указаниями ЛЭТИ). Но чтобы использовать должностное положение для хорошего… В частности, заведующий выпускной кафедрой (то есть непосредственный начальник указанного преподавателя) ради любопытства прочитал работу и сказал: «Что она выделывается, работа хорошая». А хорошие работы не возвращают на доработку, за хорошую работу ставят оценку «хорошо» в ведомость! Но дальше этого проговаривающегося признания дело на пошло: заведующий кафедрой не воспользовался своим правом поставить на вид подчинённой о неполном служебном соответствии, ни принял никаких мер по пресечению нарушения субординации (поменять утверждённые учёным советом и методической комиссией вуза на чужие, из другого вуза, – представляете, через сколько голов нужно перепрыгнуть!), наконец, признав на словах работу хорошей, он на предзащите «умыл руки», позволив своей подчинённой не только делать замечания – попросту оскорблять и унижать студентку, которая, конечно же, сорвала потом всё на исполнителе (которым был я в данном случае). Но из тринадцати замечаний три оказались противоречащими законодательству, девять были следствием помех, искусственно создаваемых преподавателем, в частности, несоответствия методических указаний ИНЖЕКОНа и ЛЭТИ, и только одно замечание – настоящее (по вине, собственно – неосторожности, исполнителя), но из-за него скандал устраивать не стоило.
Именно из-за таких преподавателей у студентов складывается восприятие, что преподаватель сказал – значит, так и есть. Преподаватель бравирует именно должностью. Но «должность» и «должен» - как раз однокоренные слова. Должность не может существовать помимо должностной инструкции. А в должностной инструкции сказано и о том, что должен делать тот, кто занимает должность, попросту – какие обязанности у него.
Студентам следует знать, что обязанности любого преподавателя как минимум следующие (цитирую как раз по типовой должностной инструкции):
 
«II. Должностные обязанности
 
Преподаватель:
1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
2. Организует и контролирует их самостоятельную работу.
3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.
4. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.
5. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.
6. Соблюдает права и свободы обучающихся.
7. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.
8. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе.
9. Проводит воспитательную работу.
10. Повышает свою профессиональную квалификацию».
 
Убедитесь: делает ли всё это ваш преподаватель? Любое несоответствие этому может дать основание не воспринимать преподавателя как авторитет. С соответствующим проявлением неповиновения ему.
Мало того, если конкретный преподаватель утверждён в качестве научного руководителя, то именно осуществлять руководство работой – его прямая обязанность. Тогда как в последние два года получила распространение практика избегания контактов научного руководителя со студентом. Особенно в этом отношении преуспели, как всегда, Российский государственный университет туризма и сервиса и Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики. В последнем из-за этого возможны даже изменения тематики дипломных работ конкретных студентов уже после и утверждения.
Конечно, отказаться от практики ранговых отличий вряд ли возможно. Но можно сделать так, чтобы ранговые отличия выдавались по заслугам и отбирались по вине. Собственно, они так и задумывались, но были извращены теми, кого я в детстве называл «прижизненно тухлыми» …
 
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz