Интернет-издательство «Контрольный листок»
Суббота, 20.04.2024, 16:56
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2015, № 4
 
Актуальная тема
  
Научное руководство: теория, принципы, практика
  
© Л.Б. Эрштейн
  
Окончание; начало см. в № 11 и № 12 за 2014 год, № 1, № 2 и № 3 за 2015 год
  
 
5. Неформальное научное руководство
 
Рассматривая феномен неформального научного руководства, следует остановиться на нескольких важных моментах. Во-первых, под неформальным руководством будет пониматься любое внешнее вмешательство с целью оказания какой-либо помощи в проведении и подготовки научного исследования.
Во-вторых, неформальное руководство опирается на неформальную коммуникацию. Характеризуя такую коммуникацию Т.И.Березина пишет: «Неформальное обучение связано с особым видом информационного взаимодействия между специалистами - так называемой неформальной коммуникацией. Оценивая значение неформального обучения, следует обратить внимание на то, что в структуре профессионального опыта присутствует большой объем неявного знания, которое не может быть представлено в декларативном виде и осваивается лишь в непосредственном общении с опытным профессионалом. На этот тип знания опирается практическое мастерство, становление которого предполагает личные контакты специалистов, передачу знаний «из рук в руки».[4].
В результате можно говорить, что неформальная коммуникация может давать подчас больший обучающий эффект, чем формальная. И желательно, чтобы между формальным научным руководителем и руководимым установились отношения, также предусматривающие возможность неформальной коммуникации.
В-третьих, мне не удалось найти в литературе каких-либо упоминаний неформального руководства как такового. Вместе с тем, этот феномен очень распространен. Неформальное научное руководство характеризуется тем, что неформальных руководителей может быть неограниченное количество. В процессе подготовки научного исследования руководимый может обращаться за помощью не только к формальному научному руководителю, но и к любому человеку вообще, который, по мнению руководимого, может оказать ему какую-либо помощь.
Аналогично, используя прием «эксперты», может поступать и научный руководитель. Неформальные руководители могут играть значительную роль в подготовке научного исследования, а иногда и более важную, чем формальный руководитель. Неформальное научное руководство может осуществляться в самых различных форматах. Оно, как правило, существенно более гибкое, чем формальное руководство.
С неформальным руководителем можно общаться при помощи телефона, электронной почты, интернет пейджера, фактически при помощи любых средств коммуникации, в любой обстановке, в кафе, у себя дома, где угодно. Неформальный руководитель не несет никакой ответственности за результат своей деятельности, и крайне редко воспринимает себя как руководитель (хотя бывает и такое). К его словам нужно относиться с известной долей критики, за исключением той достаточно редкой ситуации, когда неформальный руководитель по тем или иным причинам берет на себя функцию фактического руководителя.
Принципиально нет никакой необходимости прибегать к помощи неформального научного руководства, неформальные руководители не фигурируют ни в каких документах, их как руководителей официально не существует, однако, в ряде случаев вмешательство неформального руководителя бывает совершенно необходимым. Это, прежде всего, касается ситуации, когда формальный научный руководитель или руководимый в процессе научного руководства заходят в тупик. Такое может быть на любом этапе научного руководства.
Например, на этапе инициализации может быть проблема с определением темы исследования, или на этапе подготовки могут возникать те или иные проблемы с проведением основного эксперимента или с невозможностью найти те или иные источники. С этой точки зрения, использование методического приема «эксперты» подчас является единственно возможным выходом из положения.
Помощь, которую может оказывать неформальный научный руководитель, может быть тоже самая разнообразная. Он может давать советы, высказывать критические замечания, помогать необходимым оборудованием или инструментами, находить необходимых людей и т.п. Неформальный научный руководитель может работать на совершенно разном уровне, его вмешательство может быть поверхностным и глубоким, он не должен реализовывать все функции научного руководства и решать все его задачи, его деятельность лишена каких-либо рамок и границ, кроме тех, которые он установил для себя сам или которые определяются руководимым.
Руководимый, как правило, может свободно разорвать отношения с таким руководителем, за исключением случаев, когда неформальный руководитель является значимым лицом для достижения целей и решения задач исследования. Такое тоже бывает, хотя и не часто.
В целом, изучение роли и значения неформального руководства требует специального исследования, которое покажет истинное значение и место неформального руководства в подготовки научных исследований разных уровней.
 
6. Предварительное заключение: Успех и неудача научного руководства
 
В качестве предварительного заключения сделаем некоторые выводы о причинах успеха и неудачи научного руководства. Как уже отмечалось, основным результатом научного руководства является достижение им целей и решение поставленных задач. В своих индивидуальных особенностях это процесс всегда неповторим и отличается своеобразием и специфичностью. Тем не менее, можно отметить общие причины как достижения успеха, так и ситуации, когда процесс научного руководства терпит неудачу.
Для начала поговорим о возможных причинах неудачи. Все причины можно разделить на коммуникативные, личностные, научные и организационные.
1.1. Коммуникативные причины. К таким причинам относится, прежде всего, невозможность установления эффективного взаимодействия между руководителем и руководимым. Коммуникация между руководителем и руководимым не складывается, это может быть обусловлено несоответствием стиля руководителя и руководимого. Например, руководимый может нуждаться в авторитетном руководителе, а руководитель у него авторитарный. Или руководимому необходим авторитарный руководитель, а руководитель у него либеральный. Кроме того, причиной неудачи могут быть недостатки в методике руководства, например, недостаточный анализ сопротивления, или неиспользование тех или иных методических приемов.
1.2. Личностные причины. Самый разнообразный вид причин. Это изменение характера жизни и личностных обстоятельств руководимого и руководителя. Например, руководимым является девушка, она выходит замуж, рожает ребенка и не в состоянии продолжать работать над исследованием. Руководимый устраивается на другую работу, и у него больше нет времени работать над исследованием, или он решает свои социальные проблемы без работы над исследованием, и дальнейшее продолжение перестает иметь для него всякую ценность. В организации меняется руководство, и оно не считает нужным продолжать отношения с научным руководителем.
Аналогично, руководитель может устроиться на другую работу, и он теряет какой-либо интерес к продолжению ситуации научного руководства, или его семейные обстоятельства меняются и он уезжает в другой город и ситуация научного руководства становится невозможной, та же самая ситуация возможна и у руководимого. Крайним случаем неудачи научного руководства по личностным причинам является смерть научного руководителя (что бывает несколько чаще) или руководимого (что встречается относительно реже).
1.3. Организационные причины. К таким причинам относятся, прежде всего, невозможность организовать научное исследование, отсутствие экспериментальной базы, необходимого оборудования и финансовых ресурсов.
1.4. Научные причины. Иногда научное руководство терпит неудачу, потому что изначально ставится не решаемая научная задача, или же изначальная гипотеза исследования оказывается неверной. Другими случаями могут быть такие, как плохой выбор темы научного исследования или же неточное определение его базовых параметров, отсутствие необходимых дополнительных специальных исследований.
Причины успеха научного руководства в целом можно разделить на те же самые группы. Коротко рассмотрим и их.
2.1. Коммуникативные причины. К ним относятся: удачная методика научного руководства, совпадение необходимого стиля руководителя и руководимого, отсутствие коммуникативных проблем во взаимодействии научного руководителя и руководимого.
2.2. Личностные причины. Наряду с очевидным отсутствием личных проблем в процессе научного руководства как у руководимого, так и руководителя, к причинам успеха научного руководства можно отнести такие специфические причины, как ситуация, когда между руководителем и руководимым складываются личные близкие отношения, вплоть до заключения брака между ними. Кроме того, руководимый может быть настолько увлечен личностью руководителя, что общение с ним является для него основным мотивом деятельности и научное руководство имеет успех именно поэтому.
2.3. Организационные причины. К ним относятся, прежде всего, наличие необходимого оборудования, финансовых ресурсов и необходимой экспериментальной базы. А также грамотная организация научного исследования.
2.4. Научные причины. Научными причинами успеха научного руководства, является выбор оптимальной темы и основных параметров исследования, подтверждение и доказательство гипотезы, наличие необходимых источников по теме научного исследования.
В целом необходимо сказать следующее, именно наличие всех четырех видов причин успеха научного руководства приводит к решению задач и достижению целей научного руководства наиболее эффективно, то есть при минимальных затратах за наименьшее время. Отсутствие или недостаточная выраженность тех или иных причин успеха научного руководства могут приводить к существенному замедлению научного руководства, а в том случае, если имеет место одна из причин возможной неудачи, то и к неуспеху научного руководства.
 
Заключение
 
В заключении необходимо сказать следующее. Изложенные в данной работе теоретические основы научного руководства носят предварительный характер и требуются дополнительные специальные исследования для отработки и проверки некоторых из них.
Представленные методические приемы являются эффективными средствами реализации научного руководства, но вероятно далеко не полными. Разработка всей совокупности методической базы научного руководства и уточнение специфики и особенностей применения данных методических приемов требует дальнейшего исследования проблемы.
Вместе с тем, на мой взгляд, изложенная здесь теоретическая и методическая концепция научного руководства является целостной и отражает единство общих теоретических положений и специфики их практической реализации. Обдумывая план данной работы, я ставил перед собой цель изложить все возможные аспекты научного руководства, то есть представить комплексный анализ этого социального и явления и целостную методику его реализации. Я думаю, несмотря на осознание все недостатков данной работы, и того факта, что многие вопросы изложены конспективно и не полно, это получилось.
Разумеется, такие практические вопросы, как руководство группой и организацией или проблема неформального научного руководства и некоторые другие вопросы требуют намного более полного изложения. Тем не менее, контуры основных проблем, связанных с научным руководством, наметить удалось, и, просматривая эту книгу вновь и вновь, я чувствую удовлетворение от проделанной работы.
Я буду благодарен за любые критические замечания, и предложения сотрудничества, касающиеся вопросов, изложенных в данной работе.
Спасибо Вам за то, что Вы прочитали эту книгу.
 
Список литературы
 
1. Алексеева Т. А., Рекечинская Е. А. Научное руководство как ресурс инновационного развития гимназии Педагогическое обозрение Октябрь 2009- №9.
2. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А.В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с
3. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.
4. Березина Т. И. Научно-методическое сопровождение персонала современной школы -Педагогическое обозрение. - Октябрь 2009- №9.
5. Бойко Т. С., Рожков Ю. В. Научные работы : учебно-методическое пособие по написанию и оформлению научных работ для студентов, магистрантов, аспирантов всех форм обучения и специальностей. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2009. - 76 с.
6. Большунова Н. Я., Инчина М. В. Задачи научного руководства Педагогическое обозрение. - Октябрь 2009- №9.
7. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.
8. Волков Ю.Г Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие ., Гардарика - 2001 г.
9. Волошина Т. В., Цыбаева Л. А. Система научного руководства как ресурс развития инновационного учреждения Педагогическое обозрение Октябрь. - 2009- №9.
10.Ермаков С. С. Диссертация: Как избежать ошибок при ее подготовки. Харьков: ХГДИ 2002
11. Загузов Н. И., Написание диссертации Учебное пособие, М. Юрист, 2002. - 214 с.
12. Захаров А., Захарова Т. Как написать и защитить диссертацию. - СПб.: Питер, 2003. -157 с: ил.
13. Захарова Т. В., Тумайкина М. Ю. НАучно-методическое и социальное партнерство как ресурс повышения качества образования в условиях его модернизации. - Педагогическое обозрение . - Октябрь 2009- №9.
14. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С Ю. Ягудин и др.; Под ред. С Д. Ильенковой. - М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 327 с
15. Казак К. Научный руководитель: [Электронный ресурс] URL: [http://www.disser.ru/library/31/165.htm]
16. Карнеги, Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей : Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл.Зинченко В.П., Жукова Ю.М. - М. : Прогресс : СП « Лексика», 1990. - 277с.
17. Кириченко К. А. Методические указания к выполнению курсовых и дипломных работ на отделении «Экономика и право» экономического факультета. Новосибирск, 2009.
18. Коломийцев Ф. И. Кандидатская диссертация: методика написания и правила оформления. - Петр-Камч. 2001. - 26 с.
19. Корняков М.В., Махно Д.Е. Как написать кандидатскую диссертацию или «Курс молодого бойца». Пособие.- Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007.- 86с.
20. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 448 с.
21. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Москва, 1997.
22.Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. - 460 с.
23. Лукашевич В. К. Основы методологии научных исследований. Учеб. Пособие для студентов вузов. - Мн.: ООО «Элайда», 2001. - 104 с.
24. Марьянович А.Т. ЭРРАТОЛОГИЯ или как избежать наиболее неприятных ошибок при подготовке диссертации. Изд. 2-е, перераб. и доп.-М.: Вузовская книга, 1999. - 164 с.
25. Мертукова З. К. Методология научного исследования и образования: Учебное пособие для студентов занимающихся в НИР и аспирантов. - Майкоп, изд-во АГУ, 2003 - 244 с.
26. Мескон, Майкл.Основы менеджмента : [Учеб.] / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури ; Пер. с англ. [М. А. Майорова и др.] ; Общ. ред. и вступ. ст. д. э.н. Л.И. Евенко. - М. : Дело : Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 1997. - 701 с.
27. Неволина Е. М.Как написать и защитить диссертацию. Издательство «Урал Л.Т.Д.», 2001
28. Новиков А. М. О предмете педагогики. - Педагогика. - 2010.- №6.
29. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. - 4-е изд. - М.: Издательство «Эгвес», 2003. - 104 с.
30. Панкратов Р. И. Кандидатская диссертация. Написание, оформление, защита: Методичес-кие рекомендации по подготовке и написанию диссертации на соискание уче-ной степени кандидата наук. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - 88 с.
31. Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней [Электронный ресурс] URL: [http://vak.ed.gov.ru/ra/docs/?id54=4&i54=4]
32. Путинцева И. Г., Голованова И. Б. Возможности развития научного руководства на примере работы кафедральной системы в научно-методической деятельности. - Педагогическое обозрение Октябрь 2009- №9.
33. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. - 3 изд. доп. - М: Инфра-М, 2003. - 411с.
34. Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., «Мысль», 1975.
35. Селетков С. Г. «Соискателю ученой степени». - 3-е изд., перераб. и доп. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2002. - 192 с.
36. Смолеусова Т. В. Роль научного руководителя в ОУ в современных условиях. - Педагогическое обозрение Октябрь 2009- №9.
37. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. - СПб.: Питер, 2005. -496 с:
38. Шаршунов В. А.., Гулькон .В. Как подготовить и защитить диссертацию: История, опыт, методика и рекомендации. Минск: 2010, - 280 с.
39. Эрштейн Л. Б. Борьба за существование и естественный отбор как основные движущие силы развития личности и общества: Социум как экологическая система - СПб. 2010. - 137 с.
40. Эрштейн Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. - СПб, 2008. - 122 с.
41. Эрштейн Л. Б., Формирование информационно-коммуникационной компьютерной компетентности на основе тьюторинга в процессе обучения студентов по направлению «Менеджмент». автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. специальность 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания - 2009.
42. Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования: Методическое пособие. - Саратов: ПМУЦ, 2002. - 189 с.
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz